Благое дело

Благое дело

Полномочия муниципалитетов расширяются. А возможности?

Чем отличается большой город от маленького? Ответ на поверхности – количеством жителей и возможностями. Нельзя сравнивать, скажем, бюджет Москвы и Калуги, но это не значит, что калужане должны жить хуже, чем москвичи. Для того чтобы эта разница не была сильно заметна, принимаются федеральные проекты и программы, которые в целом направлены на то, чтобы многодетные имели возможность «расширения», в домах делался капитальный ремонт и прочее, прочее.

Но, как известно, тонкости кроются в мелочах. Чаще всего федеральные инициативы возлагаются на муниципалитеты, но при этом не учитывается, есть ли у последних возможность эти проекты реализовать.

Недавно во время понедельничной планерки Городского Головы Калуги Дмитрия Денисова в социальных сетях  калужанка, живущая в одном из поселков, где выделяли землю многодетным, написала о том, что слышала по федеральному каналу: сельская местность в приоритете, так говорится на уровне правительства и президента, что нужно делать дороги, проводить в поселки воду и газ. Требование, с учетом федеральной повестки, логичное. Да и в целом можно понять жителей, которым нужны и дороги, и удобства, и возможность отвозить детей в школу.

Да вот только на данном этапе осуществить все одним махом не представляется возможным. И не потому, что городские власти такие нехорошие, дескать, не проникаются проблемами селян, а потому что возможности у города ограничены. И это не красные слова в защиту городских властей, а реальность.

Федеральная инициатива о наделении многодетных семей земельными участками стартовала в нулевые. Автором ее принято считать тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Идея эта действительно важная и нужная. Ведь в стране особое внимание  – поддержке многодетных. Однако на деле реализация подкачала: задача была спущена в муниципалитеты без какого-либо финансового и программного подкрепления. Более того, обязательства по выделению земель возлагались только на муниципалитеты, а сетевики, отвечающие за водоснабжение, электричество, газификацию, оставались за рамками.  И получилось, что хорошая задумка начала буксовать. А благое дело стало источником  раздражения и недовольства. Ведь без должного обеспечения по дорогам в поселках для многодетных семей  проехать невозможно, скорая помощь порой не может добраться, дети идут до школы три-четыре километра через лес. А еще  сложности с ЖКХ.

Второй яркий пример –  капитальный ремонт по суду некогда приватизированного жилья. Это вообще отдельная история. Жили себе люди в квартирах, выданных городом или заводом, получили возможность приватизировать и стали собственниками. А потом то ли кто-то подсказал, то ли сами додумались  – и решили, что бывший собственник должен им сделать ремонт, потому что в федеральном законодательстве прописано, что муниципалитет должен был передать им жилье в надлежащем виде. То есть те квартиры, в которых они жили до приватизации и продолжают в них жить, собственники требуют отремонтировать за казенный счет.

В рамках федеральной программы приватизации  в частную собственность была передана не одна  тысяча квартир, и чтобы реализовать эту «букву закона» и сделать тот самый ремонт за казенный счет, городу придется надолго отказаться от ремонта дорог, строительства школ и детских садов, не говоря уже о том, что бюджетники  – и учителя, и врачи  – могут забыть про свою зарплату: бюджет будет съеден в одночасье. Но федеральная норма имеется.

Однако проблемы муниципалитетов видны не только изнутри. Этот вопрос, связанный с недофинансированностью местных органов власти и их возрастающими полномочиями, оживленно обсуждался на недавнем заседании Совета по местному самоуправлении при Совете Федерации РФ. По его итогам принято решение рекомендовать полномочным ведомствам, а именно Госдуме, правительству и ряду министерств проработать возможности выделения дополнительного финансирования  муниципалитетам, для того чтобы они могли полноценно выполнять возлагаемые на них важные задачи. Один из авторов инициативы  – заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак  подчеркнул, что необходимо подкреплять финансово полномочия, которые возлагаются на муниципалитеты в связи с их расширением, в том числе за счет реализации федеральных и региональных программ.

В частности, Андрей Турчак предложил обсудить «донастройку» зачисления НДФЛ, перенаправив потоки в том числе и в муниципальные бюджеты. Ещё одним источником доходов местных бюджетов, по словам первого вице-спикера Совфеда, могла бы стать часть налога на профессиональный доход, который уплачивают самозанятые.

– Сегодня он распределяется между бюджетами регионов и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Амурская, Оренбургская, Ульяновская области готовы перераспределить налог в пользу местных бюджетов. Однако при регистрации самозанятых не предусмотрено указание муниципального образования, в котором они осуществляют свою деятельность. Нужно этот вопрос решить. Это будет стимулировать местные власти создавать благоприятные условия для работы самозанятых,

— подчеркнул Андрей Турчак.

В целом он отметил, что важно оценить «стоимость» всех полномочий местных органов власти, которые, в свою очередь, должны стремиться повышать свою финансовую активность.

Идеи, озвученные вице-спикером, нашли отклик на местах. Они обсуждаются в местных органах власти и простыми жителями. Хочется надеяться, что идеи превратятся в проекты, благодаря которым в муниципалитетах смогут с легкостью решать все поставленные задачи.

Ольга Смыкова