Разливное молоко в городе теперь сертифицировано, при этом оно по-прежнему продаётся по доступной цене.
«Пятак» на улице Суворова. Суббота. Полдень. У подъехавшей молочной бочки выстроилась очередь пенсионеров и мам с колясками. У кого-то в руках бидоны, кто-то с банками и пластиковыми бутылками. Одни берут литр, другие – три, а некоторые закупаются сразу на неделю.
– До этого года мы не контролировали продажу молока. Да, видели бочки с молоком, людей, которые его покупают. При этом такая деятельность никаким образом не была легализована. А значит, мы не имели возможностей и основания задавать вопросы, кто, что и какого качества продает. И так продолжалось больше десяти лет. А поскольку молоко – продукция скоропортящаяся, время от времени мы получали жалобы от горожан на его качество. Единственное, как могли на это реагировать, – проводить с продавцами неформальные душеспасительные беседы,
– рассказывает заместитель Городского Головы – начальник управления экономики и имущественных отношений Владимир Васин.
Мало того что бюджет от продажи бочкового молока много лет ничего не получал, так и продавали его не сами производители, а посредники. Городским властям удалось навести порядок – легализовать этот вид деятельности и дать возможность производителям напрямую поставлять калужанам свою продукцию.
– У производителей изначально был интерес к продажам бочкового молока, они не раз изъявляли желание выйти на этот рынок. Поэтому здравым решением стало включение мест торговли бочковым молоком в схему размещения и объявление конкурсной процедуры – аукциона – на места продажи молока. Всего по городу, по определённым маршрутам ездило 15–17 бочек. Мы обсудили с ТОСами, какие места пользуются спросом. В итоге на торги выставили 13 маршрутов по восемь точек продаж в каждом. Их разыграли между собой четыре участника. И на рынок смогли выйти два калужских производителя: СПК «Нива» из Ферзиковского района и компания «Легион», а также остались два перекупщика,
– рассказывает Владимир Васин.
Во время проведения конкурсной процедуры стоимость лотов в среднем выросла от 60 до 196%. 60% – это отдалённые территории, где немного покупателей, а там, где большой трафик, где высокая плотность населения, цена поднялась почти в 13 раз.
– Изначально мы установили на лоты минимальную цену. Для нас было важно прежде всего легализовать рынок и обеспечить калужан продукцией гарантированного производителями качества. При этом каждый день в Калуге продается около восьми тонн молока! Это приносит продавцам до пяти миллионов рублей ежемесячной прибыли и до 60 миллионов ежегодно. Мы прекрасно понимаем, что торговля разливным молоком – это высокодоходный бизнес! А муниципальный бюджет будет получать лишь 3 миллиона 100 тысяч рублей за год,
– рассказывает Владимир Васин.
Жители к легализации детальности по продаже бочкового молока отнеслись настороженно. Многие опасаются повышения цен.
– Нельзя говорить, что в результате того, что мы отрегулировали рынок, произойдёт неизбежный рост стоимости молока.
Во-первых, производители молока получают государственные дотации, которые должны частично нивелировать проблему роста цены на готовую продукцию.
Во-вторых, продавая молоко калужанам напрямую, производители получают больший доход, чем от работы с посредниками.
В-третьих, разливное молоко – это «нишевый» продукт. Альтернатива – бутилированное молоко из магазинов, особенно по акциям, которые проходят в различных торговых сетях города почти каждый день. Стоимость бутилированного молока и является ориентиром и ограничителем для роста стоимости одного литра молока бочкового. Если будет расти в цене пакетированное молоко, то и производители разливного молока смогут поднимать цену. Но если предположить, что разливное молоко по цене сравняется с бутилированным, то продажи разливного молока, очевидно, снизятся. А ведь молоко – это скоропортящийся продукт. Продавцы останутся с партией нераспроданного товара. Реализовать его через день-два будет уже нереально.
Цены на разливное молоко пока стоят на месте. Но мы хотели бы обратить внимание калужан на то, что на фоне общего роста цен на продукты некоторое подорожание в будущем все же возможно. Производители молока уже сейчас начали говорить о том, что их расходы по сравнению с предыдущим годом выросли: подорожали корма, запчасти для техники, топливо, выросли зарплаты. Естественно, рано или поздно это отразится на стоимости бочкового молока. Но оно по-прежнему будет дешевле бутилированного, то есть останется доступным продуктом.
– Предпринятые нами действия – продуманные, стратегические. Руководствовались мы прежде всего заботой о калужанах, о конечном потребителе, чтобы у него не было сомнений в том, что он покупает качественный, натуральный продукт. Мы рады тому, что на рынок вышли прямые производители. У них возможностей держать цены на прежнем уровне существенно больше, чем у перекупщиков,
– подчеркивает Владимир Васин.
Теперь покупатель имеет право потребовать у продавца сертификат на молоко, а также чек на товар. В это, конечно, трудно поверить, но раньше ни кассовых аппаратов, ни документов на молоко у продавцов не было. И фактически люди брали его на свой страх и риск. Теперь же они могут быть уверены в качестве.
Подготовила Анна Петровичева
Фото Антона Забродского