26 лет на высоте — столько лет Марина Юркова трудится крановщицей на турбинном заводе.
Эта рабочая профессия требует высокой квалификации, опыта и ответственности. Основной задачей такого специалиста является управление краном для поднятия и перемещения грузов, а также для обеспечения монтажных, сборочных и погрузочных работ.
О том, как она пришла в эту профессию, качествах характера, которые помогают ей выполнять эту нелёгкую работу, востребованности крановщика в будущем и многом другом она рассказала читателям нашей газеты.
ПУТЬ НА ВЫСОТУ
— Марина Алексеевна, когда и как вы решили освоить профессию крановщика?
— Всё началось, когда я еще работала на заводе по другой специальности. Ко мне подошёл наш начальник и говорит: «Не хочешь отучиться на кран?» Дело в том, что женщина, которая работала у нас по этой специальности, в скором времени должна была уйти на пенсию. Я согласилась. Пошла в учебный центр на Вилонова. Отучилась, стала крановщицей и работаю здесь по сей день.
– Сколько времени занимает обучение?
– У меня уже было среднее техническое образование, поэтому я училась полгода, получив вторую профессию.
– Часто среди крановщиков встречаются женщины?
– Часто. Например, на ЖБИ в Азарово и на Машзаводе почти все крановщики – женщины. Да и у нас их много.
– Помните тот день, когда поднялись на кран впервые? Какие чувства вы испытывали?
– Я ничего не боюсь, в том числе высоты. Но когда только начинала, очень боялась что-нибудь перепутать. Бригадир говорит: «Ничего. Где перепутаешь, там и поправишься». Так и вышло.
ТОНКОСТИ ПРОФЕССИИ
– Существуют ли у крановщиков квалификационные разряды?
– Да, шесть разрядов. И зарплата от них тоже зависит.
– Какими качествами должна обладать крановщица?
– Работать в мужском коллективе мне помогает жёсткость. «Уси-пуси» здесь бесполезны.
Сейчас у нас много новеньких, и с ними тоже нужно быть построже. Ну и ответственность само собой. Работая на кране, очень важно соблюдать технику безопасности. Крановщик контролирует передвижение грузов. И не дай бог какая-то внештатная ситуация. Нужен глаз да глаз, особенно за руками. Половина оборудования находится внутри кабины, а другая половина – наверху. Кран может и с рельсов спрыгнуть, и током ударить. Но за годы моей работы таких случаев не было. Бог миловал.
– Не возникало ли у вас желание сменить профессию? Стать офисным работником, например?
– Как-то мне предлагали стать мастером. Но это не для меня. Я лучше отработаю своё время, а потом спокойно пойду домой. Мне нравится моя работа. И никогда не было желания куда-то уйти. Как говорят, дело мастера боится. Человек должен быть профессионалом на своём месте. Когда он занимается тем, что ему понятно и легко даётся, то чувствует свою нужность и востребованность. Это приятно.
– Как общаетесь с людьми на земле? Есть ли у вас свой профессиональный жаргон?
– Жаргон есть, но скорее непрофессиональный. Здесь только так и надо (смеётся). Общаемся голосом, без рации.
ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ ДЕЛУ
– Как проходит ваш рабочий день? Какие обязанности вы выполняете?
– У меня выпускной участок. Здесь происходит сдача и отправка изделий. График нашей работы сокращён на час, из-за вредности литейного производства. Но когда приходится делать что-то срочное, выходим на работу и по выходным.
– Будет ли, на ваш взгляд, востребована профессия крановщика в будущем?
– Трудно сказать. Сейчас многие краны переводят на радиоуправление, но ведь им тоже занимается человек. Я живу на Правобережье, и когда здесь начинается очередная стройка, замечаю, что управление современными кранами происходит удалённо. Но всё-таки считаю, что пока будут работать заводы, будут нужны и крановщики.
– Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?
– Можно порекомендовать молодёжи. Только они должны понимать, что если идут на завод, то лентяем здесь быть не получится.
Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ
Фото К. Гизетдинова