Что общего у бабочки и бесконечности?

В Инновационном культурном центре проходит выставка заслуженного художника России Данилы Меньшикова.

Данила Меньшиков родился в Новосибирске в семье скульптора Михаила Меньшикова. Выпускник Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Заслуженный художник России, член Союза художников России с 1990 года. Участник многочисленных выставок в Москве, Санкт- Петербурге, городах Сибири, лауреат Новосибирской и Калининградской международных биеннале графики.

Художник очень востребован, его работы находятся в частных коллекциях по всему миру, а также в музеях, в том числе в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Переехав несколько лет назад в Москву, Данила Меньшиков приобрел под Тарусой дом с мастерской.

– В какой-то степени я считаю себя калужанином,

– говорит он.

В лабиринтах фантазии 

– Не так давно состоялась выставка художника в Тарусе, в Доме творчества МСХ. После ее завершения мы пригласили Данилу Меньшикова в Калугу, – говорит руководитель выставочного экспозиционного центра Анна Сенатова. – Художник предоставил нам карт-бланш в оформлении выставки. Размещая работы в зале, мы следовали своей интуиции, нарушали хронологию и смешивали серии, и получился завораживающий живописный лабиринт.

Что ни работа, то ребус, который интересно расшифровывать, перебирая один за другим ключи-ассоциации. Человек в красном плаще едет на велосипеде по фантастическому зеленому пространству. Кто он, этот странствующий рыцарь – Маленький Принц Экзюпери, а может быть, наш знаменитый земляк? Рядом – древние горы Крита. То, о чем все мы читали когда-то в «Легендах и мифах древней Греции», происходило здесь, под этим выцветшим небом, – только теперь сатиры и нимфы стараются не попадаться людям на глаза. «Шарманка» – дом-театр на колесах, в котором есть и сцена, и кухня, и библиотека. Чья-то невидимая рука вращает ручку, и начинается спектакль, а зрительный зал – весь мир.

– Любая выставка – портрет художника, плод его размышлений, – говорит Данила Меньшиков, – и надо обладать достаточной смелостью, чтобы показать то, о чем ты думал, какие книги читал, с какими людьми встречался. Мне интересно пространство как фигуративного, так и абстрактного искусства, они друг друга питают.

Каноны и символы 

Мастер сам создает для себя каноны, которые позволяют бесконечно экспериментировать. Одна из его «визитных карточек» – портреты дам, хрупких, изысканных, с непропорционально длинными шеями.

Повторяющиеся мотивы в работах художника – колесо, раковина, бабочка. Колесо – символ вечного движения, жизни, судьбы, вселенского причинно-следственного закона. Бабочки Данилы Меньшикова «разлетелись» по всему миру. Они символизируют дуализм и парность, мимолетность жизни и бесконечность: художник видит в очертаниях крыльев ее знак – повернутую восьмерку.

– Раковина – спираль, которая развивается в двух системах координат, – символ Вселенной. Древняя форма жизни завораживает. В 1988 году праздновали 1000-летие крещения Руси, и эта дата мне казалась колоссальной. Но друг-геолог подарил мне два аммонита: один – с северного Таймыра, другой – с северного Урала, им по 220–230 миллионов лет. На фоне этого огромного временного периода 1000 лет – лишь краткий миг.

Источник магии 

В начале творческого пути Данила Меньшиков занимался книжной иллюстрацией. Литература вдохновляет художника всю жизнь. Многие из его работ созданы по мотивам Библии, произведений Шекспира, Борхеса, Кастенеды. Это не буквальные иллюстрации, но некий комплекс впечатлений, размышлений и переживаний мастера.

– Одно из интересных мне направлений литературы – моногатари, жанр средневековой японской литературы, волшебные и бытовые повести. В своем искусстве я всю жизнь этим и занимаюсь: соединяю волшебное и бытовое в надежде на какой-то удивительный результат – в первую очередь для самого себя.

На выставке в ИКЦ можно увидеть серию работ, посвященных деревенскому дому. Художник внимательно вглядывается в его детали: бревна в срубе, ворота, кованые петли, замки и дверные ручки.

– Эти детали очень греют: кованое железо, старое дерево, выгоревшее и выветренное, вымоченное дождями и снегами до серебра. Когда-то у меня был дом в старой сибирской деревне. Познакомившись с коренными жителями, прикоснувшись к этому быту, я понял, какой это тяжелый труд – деревенская жизнь. У крестьянина, который работает на земле, держит скотину, не бывает ни выходных, ни отпусков. Об этом работа «Двенадцать месяцев»: на бревенчатой стене висит хомут. Только закончив картину, я посчитал количество венцов. Их оказалось двенадцать.

Авторская техника 

– По образованию я художник-график, благодаря чему знаком со многими печатными техниками, – рассказывает Данила Меньшиков. – Одно время я много занимался офортом, потом отошел от него. Но навыки остались, и родилась новая техника, которую я называю авторской. Эти картины сделаны без участия кисти, я использовал резиновые печатные валы, скребки, мастихины, шпатели. Некоторые инструменты я придумал, использовал – и тут же забыл про них. Поэтому спустя несколько лет смотришь на свою картину и не понимаешь, как это сделано.

Екатерина Шевелева. Фото автора