Делай своё дело!

Проморолик режиссёра Сергея Щеглова «Дари добро» в конце прошлого года стал лауреатом национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters 2022 – престижного российского молодежного конкурса

На вручении премий, которое проходило в Бетховенском зале Большого театра, директор ArtMasters Борислав Володин так отозвался о победителях: «Сегодня мы стали свидетелями рождения новых звезд бэкстейдж-профессий, которые продемонстрировали индустрии высочайший уровень профессионализма, горящие глаза и умение создавать высококачественный продукт в условиях сжатых сроков. Конкурсные работы финалистов этого года – полноценный самодостаточный продукт, который готов к показу на широкую аудиторию».

На малой родине Сергей, как и его младший брат Иван, артист Москонцерта, бывают не так часто – оба заняты, востребованы в профессии. Однако день рождения мамы, известного в Калуге преподавателя и заместителя директора колледжа культуры и искусств, – дело святое. Конечно, я не мог упустить такой момент. Любопытно же, как они (Иван в качестве артиста) стали участниками ArtMasters, как снимали клип и как живется молодым творческим людям в столице?

Наш разговор состоялся в стенах колледжа культуры, к которому имеет отношение Иван. Здесь он учился на отделении режиссуры. Братья пришли в назначенное время, вернее, стремительно ворвались в местную Мекку искусства на улице Суворова. И получасовой наш разговор был таким же ураганным. По всему было видно: Щегловы привыкли жить на скорости.

– Сергей, конкурс действительно серьезный, награждение победителей широко освещалось в российских СМИ. Как вы попали на ArtMasters?

– Эти масштабные профессиональные соревнования для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства проводятся уже третий год. Принять в них участие может любой желающий. Просто надо было вовремя проявить любопытство и иметь желание где-то применить творческую энергию – интернет, как говорится, в помощь (хитро улыбается). Как-то просматривал почту и меня этот чемпионат заинтересовал призовым фондом, где указывалось не только финансовое вознаграждение, но и творческие перспективы, возможности, стажировки и предложения работы в действующих проектах креативных индустрий. Я как раз подходил под возрастную категорию до 35 лет. Номинаций много в разных специальностях: операторы, сценаристы, гримеры, спецы по компьютерным технологиям, художники, саунд-дизайнеры, композиторы… Ну и, собственно, режиссеры-клипмейкеры.

Все началось с портфолио. Потом были тестовые задания, одно, другое… Отсев шел с мая по август. Спустя четыре месяца я узнал, что попал в десятку финалистов. Десять некоммерческих фондов распределили между нами путем жеребьевки. Мне достался благотворительный фонд имени Ани Чижовой – fondani.ru. Он помогает неизлечимо больным детям. С этого все и началось. Я связался с руководителями фонда, пообщался, вник в их проблемы, выяснил, что они хотели бы видеть, и стал обдумывать сюжет.

– А много ли времени вам дали на раздумья и творческий процесс? Конечно, это не художественный фильм и даже не короткометражка, а клип, но процесс его создания требует как финансовых, так и временных затрат…

– На подготовку финального задания был дан месяц. За это время я придумал сюжет, написал сценарий, собрал команду (актеры, оператор, гример). В условиях было много ограничений: снимать только там-то и только тем оборудованием, музыку брать там-то, задействовать не более двух актеров и так далее и тому подобное. На саму съемку отводилось всего два дня. Но при очень ограниченном бюджете мы смогли позволить себе лишь один съемочный день.

– То, что брат будет одним из актеров, конечно, знал заранее?

– Нет. Первой пришла идея клипа с добрым клоуном. Но я не знал, понравится ли это руководству фонда. К счастью, они одобрили мой выбор, более того, сказали, что как раз сами обдумывали это направление для психологической помощи своим подопечным. Иван помогал мне с самого начала по всем важным вопросам, в том числе с реквизитом. И здесь уже сама собой родилась идея снять его в роли клоуна.

– Иван, ты выпускник ВГИКа, ученик Владимира Меньшова, актер разносторонне одаренный. Снимался в известных сериалах. На кремлевских новогодних елках развлекал детей в роли принца. А твои моноспектакли на стихи Сергея Есенина, Александра Блока, Бориса Пастернака , Булата Окуджавы и другие вызывают восторг у столичной публики и востребованы в разных уголках нашей страны. Как чувствовал себя в роли клоуна?

– Никаких проблем с вхождением в образ не возникло. Актер должен уметь выполнить любую задачу. Жанру клоунады учат в институте. Среди моих друзей-артистов есть те, кто занимается этим как волонтеры, помогая больным людям. Сняться в небольшой роли клоуна несложно. Важно было попасть в настроение, не испортить общую тонкую психологическую концепцию, которую выстроил Сергей.

– Сергей, создается впечатление, что все у вас прошло чисто-гладко, без особых потрясений…

– Наоборот. Все это одно большое потрясение. Такой атомный взрыв. А самый запоминающийся момент – поиск музыки. Я переслушал более тысячи разных композиций на рекомендованном сайте – все не то. И, почти отчаявшись, наткнулся на то, что хотел услышать. Начал выяснять, кто автор. Оказалось, испанский композитор. Написал ему, чтобы заручиться согласием на использование. Жду. Ответа нет. Я в растерянности. Написал официальный запрос владельцам сайта. Композитор откликнулся. Объяснил ему идею, рассказал про благотворительный фонд и получил добро. Выдохнул. Отсняли. Отослал ему готовый ролик. Молчание… Я в панике. Вижу, что клип он посмотрел, но не откликается. А через сутки получаю большое письмо с необыкновенно теплыми словами благодарности. Я готов был расплакаться. Он написал, что клип ему очень понравился, музыка органично легла на сюжет. Что идея этого маленького фильма связана с трагедией, случившейся в его семье. И клип вместе с музыкой отражает самую суть жизни и надежды, которую дарит искусство.

– Сергей, а какова дальнейшая судьба этого трогательного клипа?

– Он принадлежит Art-Masters. А дальше должен стать промороликом фонда. Правда, на сайте фонда я его пока не видел. Видимо, идут юридические согласования. Самое главное, что ролик понравился руководителям фонда – это для меня так же важно, как и оценка жюри.

– Иван, не могу не спросить, как тебе училось у оскароносного Владимира Меньшова?

– Это великий режиссер, актер, педагог и человек. Владимир Валентинович относился к нам как своим детям. У нас был замечательный, дружный курс. Практически все нашли себя в профессии: кто-то в режиссуре, кто-то в актерстве, кто-то на телевидении работает.

– Сергей, а ты так же можешь сказать о своем педагоге Владимире Хотиненко?

– С учителем мне повезло не меньше, чем Ивану. И, несмотря на то что в то время, когда я учился на высших курсах сценаристов и режиссеров им. Г. Н Данелии, Владимир Иванович был с головой погружен в работу над фильмом «Бесы», нам, студентам, он посвящал много времени. Если вдруг занятия совпадали по времени со съемками, приглашал нас на киноплощадку. И эти практические занятия дорогого стоили.

– Как вам живется в столице? Почти каждый творческий человек мечтает о Москве, славе, финансовом благополучии…

Иван: – Самое главное для меня в столице – это доступность культурных благ. У меня два выходных: понедельник и вторник. И при первой возможности я мчусь либо в Третьяковку, либо на какую-то выставку, или на очень интересный спектакль. Для меня очень важно все познавать в сравнении. И я имею такую возможность. Живя в Москве, успеваю делать несколько дел, которые мне нравятся: помимо работы в Москонцерте, занимаюсь озвучкой фильмов, снимаюсь в кино и рекламе.

– Иван, а желание стать звездой есть?

– Если скажу, что не хочу известности, конечно, совру. Но популярность популярности рознь. Я уже испытал, что такое сериалы. Да, меня приглашают в разные проекты. Но, познакомившись с содержанием, отказываюсь, если вижу, что уровень невысокий. Лучше пойду в театр, понаблюдаю за игрой, скажем, Артёма Волобуева в «Контрабасе» – это космос! Высочайший уровень!

Сергей: – Для меня Москва или Санкт-Петербург – это огромное количество возможностей профессионального роста. Ты можешь здесь и заработать, и с умом и с пользой потратить заработанное.

– В Москве хватает работы для всех талантливых людей?

Сергей: – Условие только одно – не лениться и делать свое дело.

Если сидеть и ждать у моря погоды – точно ничего не получится. В Москве ритм совсем иной, чем в провинции. Приезжаешь в Калугу и как будто попадаешь в другой мир, в другое измерение.

Иван: – Если остановился – пропал. Идешь в потоке – значит, ничего не делаешь. Меньшов все время нам говорил: вы должны бегать, только тогда что-нибудь получится.

– Сергей, знаю, у тебя есть стабильная работа в фирме, далекой от высокого кино, – это доходно и даже в какой-то степени интересно, но все равно ремесло. Есть фриланс – ты востребован как сценарист, режиссер и оператор в частных проектах. Но знания, интеллект и талант должны же подталкивать к «большому метру»? Или амбиции далеко запрятал?

– Это извечный философский вопрос (смеется). Все равно что поговорить о смысле жизни. Любимая фраза моей мамы: «Снимай кино! Снимай кино!» (улыбается). Чем я должен заниматься? Снимать «длинный метр» или «короткий», клипы или рекламу… Импульс, прежде всего, должен исходить из меня. Вот мне захотелось поучаствовать в конкурсе – я это сделал. И это был правильный ход. Я часто задумываюсь, как бы совместить приятное с полезным. То есть заниматься любимым делом и приносить пользу. На данный момент это жанр социальной рекламы. На данном этапе хотелось бы двигаться в этом направлении.

P.S

Как сказал генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, «ArtMasters – это не просто конкурс творческих компетенций среди лучших специалистов своих сфер, это еще и конкурс про надежду. Надежду общества на новые имена, на появление новых фильмов и качественных клипов».

Мир меняется на глазах, появляются новые индустрии. Так пусть же ArtMasters станет и для нашего талантливого земляка – режиссера Сергея Щеглова – пропуском в большое и светлое будущее, наполненное творчеством и профессиональным успехом.

Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ