Как воспитать нестандартно мыслящую личность
Для школьников в Калуге создаются достойные условиях для развития изобретательской, новаторской и инженерно-конструкторской деятельности.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Работа по развитию технического творчества, проводимая учреждениями дополнительного образования «Галактика» и «Созвездие», школами и подведомственными городскому управлению образования кружками, как никогда, актуальна. Сегодня в разные формы дополнительного образования в областном центре вовлечено около 38 000 детей – 83 % школьников. Техническим творчеством занимаются 8869 человек (19 %). В учреждениях дополнительного образования «Галактика» и «Созвездие» и в школах работают 516 кружков технического творчества.
– Национальные проекты «Образование» и «Демография» дополняют друг друга, их ни в коем случае нельзя рассматривать отдельно. Они тесно взаимосвязаны. А техническое и компьютерное направления – одни из самых приоритетных. Их развитию мы уделяем большое внимание, – говорит главный специалист отдела общего и дополнительного образования управления образования Калуги Оксана Андреева. – Особое внимание – формированию моделей инженерно-технического образования, основной целью которых является раскрытие потенциала школьников, имеющих склонность к инженерному творчеству и научно-исследовательской деятельности, – «Клуб будущих инженеров», «Трехмерное моделирование и прототипирование», «Объектно-ориентированное программирование на языках высокого уровня», «Основы создания космических систем», «Команда JavaScript», «Робо-ритм: занимательная робототехника», «Технология конструирования беспилотных летательных аппаратов», «Основы моделирования в КОМПАС 3D», «Разработка VR/AR-приложений»…
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» в 2018 году в «Галактике» создан Детский технопарк «Кванториум» по модели «Стандарт», включающий реализацию шести образовательных естественно-научных и технических направлений: IT-квантум, Аэроквантум, Геоквантум, Робоквантум, Космоквантум, Автоквантум и Хайтек.
Сегодня по 21 общеразвивающей программе Кванториума, таким как «Робостарт», «IT-прорыв», Arduino, «Дизайн мышления», «Освоение космического пространства» и другим, в областном центре занимаются 1598 детей и подростков.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ШАБЛОНЫ
На базе школы № 13 в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020 году создан центр цифрового образования детей
«IT-куб». В центре реализуются десять дополнительных образовательных программ по пяти направлениям: «Программирование на Python», «Разработка VR/AR-приложений», «Программирование на Java», «Кибергигиена и работа с большими данными», «Программирование роботов». В текущем учебном году в центре обучаются 476 школьников.
В рамках регионального проекта «Современная школа» в 2021 году стартовало создание детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций. Они успешно работают в школах № 6, 25, 44 и 46.
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка», реализуемого с 2020 года, в 18 калужских школах (№ 5, 8, 9, 10, 12, 14, 19, 21, 24, 26, 30, 45, 46, 47, 48, 49, 51), а также в ДЮЦКО «Галактика» и ЦРТДиЮ «Созвездие» созданы такие направления, как «Робототехника», «Компьютерный дизайн», «Фото-, видео-, медиалаборатория», «Хайтек», «Автолаб», «Цифровое моделирование одежды», VR, «Беспилотные летательные аппараты». В них занимаются почти три тысячи детей и подростков.
– Приобщение детей и подростков к научно-техническому творчеству, формирование творческого воображения, мышления, способностей генерирования нестандартных идей в детском возрасте происходит наиболее продуктивно, – уверена Оксана Андреева. – Техническое творчест-
во – начальная ступень развития изобретательской, новаторской, инженерно-конструкторской деятельности. Юный человек учится преодолевать шаблоны и стандарты, у него развивается творческое мышление, и, что очень важно, он самореализуется. Конечно, способность к техническому творчеству является врождённой, но она хорошо поддается развитию при эффективном процессе обучения и специально созданных условиях. Техническое изобретательство – наиболее совершенная форма самоутверждения творческой личности.
В 2024 году 17 школ, лицеев и гимназий (№ 4, 5, 6, 13, 14, 17, 18, 22, 25, 26, 29, 33, 38, 44, 45, 46, 49) принимают участие в реализации федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы», входящего в национальный проект «Беспилотные авиационные системы».
В 2024/25 учебном году обучение по дополнительным программам технической направленности пройдут более 400 обучающихся.
КОНКУРСЫ КАК СТИМУЛ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
В рамках календаря городских конкурсных и массовых мероприятий для школьников проходят такие конкурсы, как лично-командное первенство по летающим моделям, фестиваль робототехники, фестиваль технического творчества «Наука. Техника. Творчество», чемпионат проекта «Воздушная инженерная школа», конкурс медиатворчества и программирования «МедиУМ», фестиваль технического творчества «Через творчество к инженерным профессиям», интеллектуально-творческий турнир «Известный и неизвестный Циолковский» и др. Ежегодно в конкурсных мероприятиях технической направленности участвуют более 2500 обучающихся. Например, в фестивале технического творчества «Наука. Техника. Творчество» среди учащихся образовательных учреждений, который проводил в феврале прошлого года Детско-юношеский центр космического образования «Галактика», участвовали
118 школьников из 12 образовательных учреждений. Номинации – самые разнообразные: робототехнические системы и планетоходы, стартовое оборудование и оборудование для обеспечения жизнедеятельности человека в космосе, действующие модели и макеты самолетов и ракет, рисунки космической тематики. Победителями в разных номинациях стали школы № 7, 9, 13, 15, 20, 25, 28, 29, 36, 44, 45, 47, 49, 50.
– Наши дети и подростки регулярно становятся финалистами и победителями конкурсов, в том числе всероссийских и международных, запускают стартапы, выигрывают большие соревнования, делают проекты для реального сектора. Всё это очень вдохновляет на работу, а еще доказывает эффективность и пользу дополнительного образования и необходимость и дальше развивать эту сферу, – подчеркивает Оксана Андреева. – В технических кружках и секциях занимались и бабушки, дедушки, и родители нынешних школьников, и их старшие братья и сестры. Однако сегодня дополнительное образование выходит на качественно новый уровень – в первую очередь востребованы те направления, которые связаны с научно-техническим творчеством, современными технологиями и IT-сферой.
Мина УСИНСКИЙ
Фото учреждений дополнительного образования «Галактика»
и «Созвездие»