Дмитрий Илларионов: «Музыка всё лечит»

Дмитрий Илларионов: «Музыка всё лечит»

Известный гитарист рассказал калужанам о своём творческом пути и предстоящем фестивале

В минувший вторник в областной филармонии стартовал XXIII Международный музыкальный фестиваль «Мир гитары». В связи с пандемией он был впервые перенесён с конца мая на середину сентября.

Накануне его открытия мы поговорили с одним из руководителей и постоянным участником фестиваля Дмитрием Илларионовым о том, как и когда жизнь связала его с гитарой, его знакомстве с Олегом Акимовым, его работе в отечественном кинематографе, а также многом другом.

«ГИТАРА БЫЛА СО МНОЙ ВСЕГДА»

– Дмитрий, как и когда в вашу жизнь пришла гитара?

– Это хороший вопрос. Но я всегда затрудняюсь на него ответить, потому что у меня такое ощущение, что гитара всегда была со мною рядом.

Я начал играть на ней после того, как услышал, что мой брат идёт в музыкальную школу, чтобы учиться на кларнет. Я был младше и сразу возмутился, что меня не зовут. Меня спросили: «А на что ты хочешь?» Я ответил: «Гитара» (хотя никогда её в жизни не слышал).

Поэтому, когда я был молодым и задорным, всегда говорил, что на гитаре я играл ещё до рождения. Но сейчас воспринимаю всё это как провидение. Я просто умудрился в таком юном возрасте почувствовать своё предназначение. Поэтому гитара была со мной всегда. И продолжает быть.

– Есть ли музыканты или композиторы, на которых вы равняетесь?

– У меня никогда в жизни не было кумиров, но были люди, которые на меня повлияли. Среди них Иван Смирнов – совершенно уникальный и гениальный гитарист, который всегда очень сильно меня вдохновлял. Сейчас, после его ухода из жизни, как это часто бывает, на него стали обращать особое внимание.

Конечно, это и один из моих основных педагогов – Александр Фраучи, японец Кадзухито Ямасита. Из неклассических гитаристов – Джимми Пейдж, Дэвид Гилмор.

Но, в первую очередь, я равняюсь сам на себя, считая себя классическим гитаристом. Тем не менее, необычные проекты с неклассической музыкой меня тоже привлекают.

– Какие самые любимые произведения в вашем репертуаре?

– Я очень люблю Баха. Его «Чакону» – громадное 15-минутное произведение – в Калуге я играл неоднократно. А с другой стороны, я люблю ультрасовременную классическую академическую музыку. Есть современный композитор Андрей Зеленский, произведения которого я играл, и играть продолжаю. Люблю музыку Никиты Кошкина и Алексея Рыбникова. А в последнее время я погрузился в музыку Ивана Смирнова…

Я очень всеядный, но стараюсь играть хорошую музыку в том смысле, в котором я понимаю это слово.

Также всегда исхожу от предпочтений людей, которые приходят меня послушать. На мой взгляд, внутренний эгоизм, конечно, должен присутствовать, но очень ограничено.

«ПУБЛИКУ НУЖНО УВАЖАТЬ»

– Какого зрителя вы ждёте?

– Того, который приходит.

Иногда музыканты говорят, что «не надо опускаться до уровня публики». Но это очень крамольная мысль, на мой взгляд. Нужно изначально уважать публику. Понятно, что в ней могут встречаться люди, которым может быть не очень интересно то, что ты делаешь. Но тогда они, скорее всего, не придут на твой концерт. А моя задача популяризировать классическую гитару – малоизведанный инструмент.

Публику «Мира гитары» невозможно описать никакими словами, а можно лишь почувствовать. Почувствовать так, как однажды я почувствовал, что должен играть на гитаре.

Приезжая в Калугу я могу сыграть как «Аранхуэский концерт» для гитары с оркестром, так и что-то ультрасовременное и непростое для восприятия.

На мой взгляд, у музыканта две составляющие: публика и музыка, которых он должен любить. А если он их не любит, но, наверное, это и не совсем музыкант.

– Выступлениями на каких площадках мира и участием в каких фестивалях вы гордитесь больше всего?

– С учётом нынешней пандемии, многое пересматриваешь.

Мой музыкальный сезон начался в июне, когда Сергей Собянин разрешил один концерт на Красной площади. Потом опять очень долго не было концертов, и только что я сыграл на фестивале «Музыкальная экспедиция», проходящем во Владимирской области на открытой площадке. Мы играли в уникальном месте – действующем горноперерабатывающем Дюкинском карьере. И я вспомнил, как несколько лет назад я выступал на этом же фестивале в Юрьеве-Польском. Это был концерт под дождём на открытой сцене. Я тогда играл «Чакону» Баха, и помню, что огромное количество людей было под зонтиками. Но этот концерт мне запомнился на всю жизнь, потому что и музыка, и атмосфера совпали.

И, конечно, выступление на Красной площади после пандемии, когда долго-долго ничего не было, ощущение выхода на сцену просто незабываемое. Это живое настоящее общение с публикой невозможно заменить никакими он-лайнами. Я начал играть, и раздался бой курантов. Думаю, что мурашки на коже были не только у меня, но и у всех зрителей. Такие вещи запоминаются на всю жизнь.

СЕМЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

– Как состоялось ваше знакомство с Олегом Акимовым?

– С Олегом мы познакомились на «Мире гитары». Учась в РАМ им. Гнесиных, я приехал на один из первых фестивалей, сыграл несколько произведений, и мы сразу сдружились. А через какое-то время оказались вместе на фестивале в Белоруссии, и обратно вместе ехали на поезде. Так наша дружба окончательно закрепилась. Олег сказал мне, что в Калугу обязательно приедет Пако де Лусия, и он действительно приехал через несколько лет.

С тех пор каждый год меня Олег приглашал в Калугу, я выступал. Так крепла наша творческая дружба, поэтому «Мир гитары» по праву можно назвать семейным фестивалем. И наша семья – это знаменитые гитаристы.

– Сейчас вы являетесь одним из его руководителей. Что входит в ваши компетенции?

– Шло время, и я вошёл в эту организационную стезю. Вместе с Олегом мы думали о том, кого пригласить на фестиваль. Я связывался с огромным количеством исполнителей. В фестивале я отвечаю за классическую академическую гитару. И я очень благодарен Олегу, что он не забывает именно классическую гитару, с которой всё началось. Поэтому в течение фестиваля у нас всегда есть день классической академической гитары. Иногда Олег меня называет «руководителем классического дня».

– Что, на ваш взгляд, отличает калужский фестиваль от других?

– Мультижанровость. Это один из немногих фестивалей в нашей стране, где одновременно выступают и блюзовые, и джазовые, и классические гитаристы. Подобные фестивали есть в Сербии и Испании. И «Мир гитары» стоит в одном ряду вместе с ними.

– Карантин повлиял на организацию фестиваля в этом году?

– Да. В этом году нет никого из международных западных звёзд. Но все российские звезды будут, как некоторое «импортозамещение». Также мы надеемся, что на фестиваль приедут замечательные музыканты из Белоруссии, Армении и Казахстана. И у нас появилась возможность отдать им больше времени для выступлений.

И, конечно, ждём следующего мая, и надеемся, что часть из тех планов, которые у нас были в этом году, удастся реализовать в следующем.

В МИРЕ КИНО

– Вы принимали участие в записи саундтрека фильма «Пассажирка» Станислава Говорухина с музыкой выдающегося российского композитора Алексея Рыбникова. Расскажите, как это было?

– Это было очень интересно.

Мне позвонил Алексей Львович, сказал, что Говорухин собирается снимать кино и предложил ему написать музыку. А он услышал там гитару.

Я с удовольствием согласился. И когда я пришёл на студию, чтобы записать этот саундтрек, забежал Говорухин со словами: «Всё не так!» И Рыбников говорит: «А как?» И никто не знает как.

Но в результате мы записали саундрек, который Говорухину очень понравился. Я рад, что у нас сложилось это сотрудничество, и мы записали красивейшую тему «Пассажирки», которую потом Алексей Львович переделал на две гитары.

– В 2015 году вы снялись в качестве актёра в художественном музыкальном фильме «Дух Соноры» по мотивам рок-оперы Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Кого вы играли? Расскажите о своих впечатлениях.

– Сейчас Алексей Рыбников снял уже три фильма в качестве режиссёра. Первый был на основе его рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Уже была его премьера на международном кинофестивале, но русскому зрителю его до сих пор так и не показали. Хотя фильм получился не для кинотеатров, это потрясающее музыкальное кино, где я снялся в качестве актёра. Я сыграл мексиканца, и вместе с замечательным гитаристом Александром Поздняковым мы играли виртуозную музыку в рыночной сцене, ещё до того как Хоакин Мурьета уезжает из Мексики в Калифорнию. Фильм называется «Дух Соноры» (Сонора – это штат в Мексике, где родился Мурьета), и, я надеюсь, что через некоторое время все желающие смогут его посмотреть.

Параллельно Рыбников снял ещё два кинофильма, в которых я уже не участвовал. И, очевидно, что Алексей Львович является не только гениальным композитором, но и талантливым режиссёром. Ведь не зря он столько времени провёл на съёмочных площадках великих режиссёров.

Сейчас его театр делает большую постановку «Войны и мира».

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

– Кого бы могли выделить из современных гитаристов?

– Из классических Кадзухито Ямасита (Япония), который в прошлом году успел приехать в Зарядье. Ещё бы выделил Яманду Коста (Бразилия) – потрясающий гитарист, играющий в мультижанровом стиле, которого я бы очень хотел видеть на «Мире гитары». Из классиков приедет потрясающий Ровшан Мамедкулиев, который сыграет в первый день фестиваля.

Есть много классических гитаристов, но во всём мире я бы выделил из них человек двадцать. Классическая гитара – очень странный инструмент, и мне часто кажется, что многие гитаристы не играют на классической гитаре. Они играют, на каком угодно музыкальном инструменте, но не на том, который я знаю. Они не берут из этого инструмента все те возможности, которые в нём есть.

Но есть двадцать человек, которые действительно идут в ногу с этим инструментом, я их очень люблю и чувствую себя в параллельном движении с ними.

– Что вы бы хотели сказать калужанам накануне «Дня гитары»?

– Мы очень ждём встречи! За это время мы так соскучились по живым концертам и живой гитаре и надеемся, что рано или поздно победим спустившуюся на нас напасть. Но, может быть, именно благодаря ей мы поняли, как важны для нас всех такие концерты. Ведь музыка всё лечит!

Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ