«Экономить уже не на чем». Продолжаем разговор о проблемах, сложившихся в сфере городских пассажирских перевозок

Тариф – фиксированный

В прошлом номере газеты директор Управления калужского троллейбуса Вадим Витьков рассказал о том, как проходит стартовавшая в октябре прошлого года реформа в системе городских общественных перевозок, начавшаяся с северных маршрутов.

Однако дальнейшему продвижению реформы в транспортной сфере мешает фиксированный тариф на общественные перевозки, установленный городом в далёком уже 2017 году, когда цены на топливо, электричество, запчасти, металл были на порядок ниже. В результате перевозчик продолжает исправно выполнять нужную для муниципалитета социальную функцию, неся при этом прямые убытки из-за недобора денег на маршрутах.

Напомним, стоимость проезда у нас составляет 19 рублей для троллейбуса и 22 – для автобусов. По оценке экономистов, это один из самых низких тарифов на проезд в общественном транспорте в Центральном федеральном округе, куда входит и Калуга.

А что у соседей?

Общественные перевозки – больная тема для управленцев всех областных центров. Знакомясь с сайтами соседних муниципалитетов, убеждаешься, что в той же Туле или Липецке муниципальные перевозчики также публично возмущаются, что рост тарифов не успевает за ценами на топливо, запчасти и прочее. Как и в Калуге, большую часть пассажиров там составляют льготники. При этом тарифы на перевозку пассажиров общественного транспорта в большинстве других городов заметно выше калужских.

Достаточно ознакомиться с последними данными, предоставленными УКТ:
• Тула – 25 (35 – ночное время)
• Тверь – 29
• Ярославль – 28
• Рязань – 23
• Липецк – 26
• Иваново – 25
• Воронеж – 23
• Владимир – 24
• Белгород – 25
• Казань – 30
• Чебоксары – 26/27
• Нижний Новгород – 28/30.

– Себестоимость проезда в общественном транспорте в российских регионах примерно одинакова – 35–40 рублей. Частично потери компенсируются перевозчикам из бюджета, но уровень такой компенсации зависит от возможностей бюджета и очень различается даже на уровне регионов России, – утверждает Витьков.

Частники тоже ропщут…

Заметный рост цен на газ и запчасти ощущают на себе и частные калужские перевозчики – владельцы автобусных маршрутов.

– Тарифы на общественный транспорт устанавливает министерство конкурентной политики для тех предприятий, которые работают на фиксированных тарифах, – рассказала в одном из местных СМИ директор ООО «ЭГОНОМ» Елена Тюлюш, перевозчик на автобусных маршрутах № 8, 10, 31, 71, 73, 77, 80, 81. – Управление калужского троллейбуса так работает. У них фиксированный тариф, есть и льготы, поскольку возят льготников. А у нас тарифы нерегулируемые. По идее, мы можем самостоятельно их поднять, но, представляете, что в городе будет, если мы это сделаем?! Словом, ждём, когда поднимут цены на проезд.

Согласен с ней и частный перевозчик по маршрутам № 26, 29, 45, 75, 76, 83, генеральный директор ООО «Гефест» Александр Шемонаев.

– Более четырёх лет город не поднимал тарифы, нам не хватает средств на дизтоп-ливо. Оно стоило 34 рубля, когда поднимали тариф последний раз, а сейчас уже 47 и даже 50. Кроме того, значительно увеличились цены на запасные части, на обслуживание подвижного состава. И потом… люди, которые у нас работают, тоже есть хотят. С учетом инфляции мы им повышаем заработную плату, а поднимать-то уже не из чего – тариф очень низкий, – говорит он.

Вместо послесловия

Любое повышение цен, в том числе на общественные пассажирские перевозки, – вещь неприятная. В то же время мы постоянно говорим о безопасном, комфортном проезде граждан. А он тоже имеет свою цену. Например, водителям и слесарям УКТ следует своевременно и достойно платить.

Город растет, нужно расширять географию маршрутов движения муниципального транспорта, о чем, кстати, мечтают и просят власти сами калужане. Но транспортная реформа сталкивается с проблемой нехватки средств на приобретение новой, современной автотехники. Не пора ли принципиально решить эту проблему, а не латать, образно говоря, Тришкин кафтан?

По мнению Вадима Витькова, оплату проезда пассажиров – основной источник формирования прибыли муниципального предприятия – следует пересмотреть в сторону увеличения. Кстати, в других городах так и поступают, причем делают это ежегодно.

Александр ТРУСОВ