Главный человек в школе: разговор с директором о нюансах современного образования

Директор лицея № 9 Евгений Иванцов – об идеальном ребенке, советской системе образования и взаимоотношениях учителя и ученика.

Евгений Владимирович директорствует здесь с 1997 года. Только с этого учебного года он перестал вести уроки как предметник – свои «часы» истории и обществознания отдал учительнице, вернувшейся из декретного отпуска.

Лицей № 9 – учреждение с историей, в нем когда-то преподавал Константин Эдуардович Циолковский. Здесь многое помнит прославленного учителя – и красивая кованая лестница, и паркет, среди экспонатов школьного музея есть и его личные вещи. Да и сам Иванцов внешне чем-то напоминает ученого. Сам он к такому сходству относится иронично: «Частенько от первоклассника можно услышать: «Мама, смотри, Циолковский идет». Впрочем, цель нашего разговора с директором одной из сильнейших калужских школ – не ее далекое прошлое, а скорее, настоящее и будущее. 

– Евгений Владимирович, в какой момент вы поняли, что ваше призвание – история и что вы хотите связать свою жизнь со школой?

– Суммарный стаж нашей педагогической династии – 570 лет, это не одно поколение. Отец и мама, бабушки, дедушки мои и супруги были работниками образования. Я рос в этой атмосфере, наверное, другого пути и не было. Хотя в детстве у меня было много интересов: учился в художественной школе, увлекался техникой и музыкой. В конечном итоге любовь к истории перевесила. Я поступил на истфак и после первой же педагогической практики решил остаться в системе образования: в школе мне понравилось. После окончания института отправился служить в военно-морской флот, а вернувшись, стал работать в 11-й школе. 

– Как приняли молодого педагога?

– Хорошо приняли. Меня помнили и как ученика, и как студента. Там же тогда еще мама работала. 

– Это накладывало на вас дополнительную ответственность? 

– Родители приучили меня делать любое дело с полной отдачей. Поэтому думать, как бы кого-то не посрамить, не было необходимости. Класс мне достался хороший, хотя и большой – около 40 человек, мы быстро подружились. Организовал клуб самодеятельной песни. Я играю на гитаре, пою, стихи сочиняю. Два раза в неделю по вечерам собирались – пели и много разговаривали. Хорошее было время. Спустя три года мне предложили возглавить 27-ю школу. 

– Стать директором школы в 27 лет – большая ответственность. Трудно было?

– Везде, где мне довелось работать, сложились хорошие отношения с коллективом. Мне не было трудно, потому что я всегда уважаю людей, с которыми работаю. Я не склонен к командному стилю, строю взаимоотношения в коллективе по принципу «я делаю свою работу, вы – свою». 

– Как складывались тогда взаимоотношения с родителями учеников?

– У школы была своя специфика: рабочий район, школа на 980 учащихся, две полные смены. Но серьезных конфликтных ситуаций ни с родителями, ни с детьми не возникало – добрые взаимоотношения дают соответствующую отдачу. Когда родители чувствуют, что их детей любят, что к ним небезразличны, проникаются чувством уважения и благодарности.

– У современных родителей больше понимания, что вместе с учителями они делают одно общее дело? Или все же делегируют часть своих полномочий школе: у меня своя работа, а вы учите, воспитывайте.

– Помните, Аркадий Райкин в одной из миниатюр говорил: «Родил – и на том спасибо. Есть школа, детский сад – они выучат, воспитают». Сегодня вопрос зарабатывания денег стоит остро, и у некоторых родителей нет времени на детей. Безусловно, это их не оправдывает: на своего ребенка можно всегда найти время. Важный момент – это гаджеты. Пока их не было, времяпрепровождение было семейным – совместные игры, прогулки, катание на лыжах. Сейчас дети, даже если выходят во двор, – каждый уткнулся в свой гаждет, а родитель – в свой. Непонятно, в реальном или виртуальном мире они живут. 

Когда все заговорили о правах человека, какие-то явления из школы ушли. Иногда родители вспоминают: «Хорошо бы, как в прежние времена, поставили хулигана возле доски и весь класс его бы пропесочил». Теперь такие вещи в школе запрещены. 

– Но не расширяются ли права учеников за счет ограничения прав учителей?

– К сожалению… Сегодня школа «оказывает образовательные услуги». Магазин, прачечная, «дайте жалобную книгу» – это тоже сфера услуг. Я считаю, низводить образование до сферы услуг, когда «клиент всегда прав», неверно. Для чего и для кого мы учим и воспитываем? Пройдет несколько лет, и нынешние ученики займут руководящие посты, будут заниматься бизнесом, учить, лечить – от них будет зависеть, какая будет страна. Поэтому необходим возврат к тому, что образование – это, прежде всего, государственная политика. 

– С каждым днем современная школа отходит от советской системы образования все дальше. Вы как человек, проработавший много лет в той системе, какие несомненные плюсы в ней видите?

– Там практически все было хорошее. Проблема не в школе и не в системе. Главный вопрос в том, что централизованные методики и стандарты пишутся под идеального ребенка, который хочет и умеет учиться. Но образование – это в определенном роде насилие над личностью, а идеальных сверхмотивированных детей не так много, «остальных» гораздо больше. Методики, которые внедряются, на это большинство не работают. 

Поэтому совсем неплохо, что в любой школе есть несколько поколений учителей. Все лучшее, что было в советской системе образования и в 90-е годы, они успешно применяют. Приходят молодые педагоги и тоже привносят много хорошего. В результате получается такой конгломерат успешного опыта. 

– Кому труднее работать – молодому педагогу или учителю со стажем?

– Труднее работать зрелым педагогам, тяжелее осваивать новые технологии и методики, но и интереснее. Кто не хочет и не может работать – уходят. Те, кто остается, развиваются именно потому, что им интересно. Молодежи в этом смысле проще: на них не давит груз ответственности, ибо от опытного педагога ждут в обязательном порядке высоких результатов. От молодого же не ждут ничего, кроме того, что он когда-то станет опытным. 

– Часто ли к вам приходят работать молодые педагоги?

– Практически каждый год. Это хорошо, школа должна меняться. Могу похвастаться – примерно четверть педагогического коллектива – выпускники нашей школы разных лет. 

– Прием в первый класс уже начался?

– Нет, начнется с 1 апреля, документы подаются через Госуслуги.

– Как быстро заполняются места в первом классе? За пару дней?

– В прошлом году – за четыре минуты. 

– Это говорит о том, что 9-я школа сильная и в ней престижно учиться? Или идут на бренд?

– Подавляющее большинство детей имеют приличный уровень подготовки, достаточную мотивацию. У нас мало учеников, которые живут поблизости, – детей привозят с Правобережья, из Анненок, микрорайона Северного и Кубяка. Да, лицей – это бренд, но, чтобы он появился, должны быть серьезные успехи и высокие баллы на ЕГЭ и олимпиадах, все это у нас есть. Статистика поступлений в вузы с аттестатом 9-го лицея практически 100-процентная. Сильная школа дает возможность каждому ребенку найти себя и максимально реализоваться. 

– Чем лицей отличается от обычной школы?

– В прежней редакции закона об образовании была градация – школа и лицей (или гимназия), где образовательный уровень выше. Теперь все – один тип образовательных учреждений. Наша школа всегда позиционировалась как школа физико-математического направления. Когда родители думают, где учить ребенка, то должны понимать: если он гуманитарий по складу ума, ему будет сложно здесь учиться. Поэтому к нам приводят детей мотивированных, и тут мы полагаемся на родителей – чтобы победили не их амбиции, а здравый смысл. 

– Каким должен быть современный учитель? 

– В первую очередь порядочным и честным. Фальшь в нашей профессии не пройдет. Сегодня у учителя больше возможности для индивидуальной работы с ребенком. Есть дети медлительные от природы, а есть те, кому надо десять заданий дать вместо одного, чтоб он не скучал. Задача учителя – не вдолбить знания, а создать атмосферу успеха, при которой ребенок должен чувствовать, что у него получается. За задание «троечного» уровня поставить «4» – у ученика глаза загорятся, и, возможно, именно с этого момента он потихоньку пойдет вверх. Учитель должен понимать этот механизм и быть душой развернут к ребенку.

– Преподавательница с многолетним стажем как-то мне рассказывала: вроде работаешь на совесть, вкладываешься в ребенка, растет вполне благополучным, а встречается спустя много лет и переходит на другую сторону улицы – школа для него плохое воспоминание.

– В идеальном варианте школе должна быть пожизненная благодарность. А переходят на другую сторону выпускники, иногда и отличники, которых родители всеми силами заставляли хорошо учиться, а у него реакция отторжения. Учитель не должен чувствовать себя неловко из-за того, что кто-то не выразил ему благодарность. Учитель работает не за благодарность и не для благодарности. В чем-то его работа схожа с работой хирурга, который делает больно, чтобы потом стало хорошо. 

Я знаю много таких примеров: окончил школу – слава богу, свобода. Но проходит время, приходит он в школу и говорит: «Я только сейчас понял, какие ж вы все молодцы. Огромное спасибо!» Причем самые благодарные выпускники – это зачастую те, у кого были проблемы в поведении, с ними возятся больше, в них больше вкладывают, а значит, они труднее достаются. 

– А кто главный человек в школе? Учитель?

– Главный – ученик. Все ради него. 

Ольга Коновалова. Фото Антона Забродского