Хроники тихого времени

В галерее Дома музыки открылась вторая выставка цикла «Из коллекций калужан».

Первая выставка прошла в феврале и была посвящена графике: зрители могли увидеть и знаменитые гравюры Хокусая, и работы современных калужских художников. В этот раз представлены живописные произведения, созданные в 50–70-е годы прошлого века и посвященные по большей части быту той эпохи.

«Мама мыла раму»

– Наша цель – «оживить» работы, которые лежат в запасниках, показать их людям, – говорит заведующая отделом изобразительного искусства Лидия Гапонова. – В основе выставки – произведения из собраний Владимира Шахрая, Дениса Гирина, Веры Щербаковой. Поддержали нас Владимир Арепьев, Михаил Мантулин и другие художники и коллекционеры. Хотелось воссоздать эпоху людей, которые жили в мирное время, но пережили и помнили войну. По-моему, это удалось. Приходите, чтобы окунуться в то тихое и светлое время, вспомнить детство – свое или наших мам и бабушек. Наряду с работами известных авторов вы можете открыть для себя незнакомые имена тех, кто оставил след в искусстве того времени.

Один из таких неизвестных шедевров – работа И. Н. Кузьмина «Лида моет окна», написанная в 1975 году. Она находится в коллекции заслуженного художника России Владимира Арепьева. Распахнутое окно, фигура стоящей на подоконнике статной женщины в темном платье освещена солнцем, босая ступня – в пятне света. Сколько поэзии в совершенно простом, обыденном занятии! Необычна и техника – пуантилизм, в которой выполнена работа.

Люди в то время, как правило, жили скромно. Обычный интерьер, свидетельствующий об определенном достатке, – круглый стол с вышитой или кружевной скатертью, над ним – абажур, фарфоровые статуэтки на комоде, кадки с фикусом и китайской розой, тюль и портьеры на окнах. Организаторы выставки воссоздали фрагмент картины в фотозоне.

Калуга и не только

– Как не влюбиться в эти работы, ведь в них сама жизнь! – говорит художник и коллекционер Денис Гирин. – Посмотрите, насколько точно передан дух времени в полотне московского художника Рябова. Если бы не было привязки к конкретному месту, московскому кинотеатру «Рассвет», это могла быть и Калуга, и любой другой город. Информации о самом художнике очень мало.

Многие работы из коллекции Гирина посвящены Калуге. Только на картинах и фотографиях тех лет мы можем увидеть, каким был наш город в середине ХХ века. Анатолий Худяков изобразил бараки на улице Рылеева, сохнущее на веревке белье. В огромной луже дети запускают кораблик. И этот сюжет вовсе не про убогий быт и нищету, а про мирный летний день далекого 1958-го. Не зря название – «Дворик» – перекликается со знаменитой картиной Василия Поленова.

Другая работа Худякова – «Колыбель». Молодая женщина со спокойным задумчивым лицом одной рукой качает детскую кроватку, в другой держит письмо. Роскошное кресло, в котором она сидит, совершенно не соответствует скромной обстановке с печкой-буржуйкой и домотканым половиком. Интересно, какая история с ним связана?

Почти такое же бордовое кресло с изогнутой спинкой – на картине Филиппа Елгина. Художник написал вид на улицу Дарвина из окна своей квартиры. На первом плане – часть комнаты: кресло, портьеры, букетики цветов на подоконнике. Дома уют и тишина, а там, внизу, кипит жизнь, светит яркое солнце, спешат по своим делам люди.

Стройка на улице Ленина вдохновила одного из старейших калужских художников Льва Казакевича. Дома, которые теперь пренебрежительно называют хрущевками, позволили переселить людей из бараков, сделать их быт легче и комфортнее. Для картины «Стенгазета» Казакевичу позировал сын, но автор создал не портрет, а собирательный образ.

Денис Гирин был лично знаком со многими из калужских «классиков» и помнит связанные с ними истории и дружеские прозвища, которые художники давали друг другу. Например, Евгения Щербакова называли Императором, поскольку его работы были очень востребованы и он был одним из немногих, кто в те годы смог приобрести автомобиль.

Музейный уровень

Работы из коллекции искусствоведа и художника Веры Щербаковой участвуют сразу в трех выставках: на ГТРК, в Доме художника и в Доме музыки.

– У меня достаточно большое собрание, в котором есть работы и начала ХХ века, и современных авторов, – рассказывает она. – Часть работ мне досталась от отца, народного художника России скульптора Валентина Белова. Два года назад я унаследовала коллекцию Валентины Волковой, замечательной художницы, директора областной картинной галереи «Образ», моего друга и родственницы. Я тоже по возможности приобретала работы в коллекцию, в том числе когда училась в Санкт-Петербурге, в Репинской академии. Стараюсь участвовать в выставках, чтобы по мере возможности показывать эти произведения людям.

Гордостью своей коллекции я считаю произведения 50–70-х годов, представленные здесь. Среди них этюды Людмилы Климентовской, работы Филиппа Елгина, в которых отчетливо виден стиль каждого из них. Есть и ранняя работа заслуженного художника России Владислава Собинкова. Это 1956 год, в то время он еще не нашел того пластического языка, по которому мы безошибочно узнаем его сейчас.

Приобретая работы, калужские художники-коллекционеры руководствуются прежде всего собственным вкусом и чутьем, эмоциональным откликом, который вызывают у них произведения.

– Искусство бесценно, каждая картина – сакральный предмет, – считает Вера Щербакова. – В коллекции остаются и живут те произведения, которые отражают интересы художника, как-то связаны с его жизнью и воспоминаниями, что-то значат в его судьбе.

Ольга ДЫМОВА, фото автора