Хрущёв и мушкетёры

Чего ждать зрителям от 244-го театрального сезона

Чем спектакль Калужской драмы по самому знаменитому роману Александра Дюма отличается от других постановок и знаменитого фильма.


Безумству храбрых поём мы песню!

Сама идея поставить «Трёх мушкетёров» на театральной сцене, вместив толстенный роман с множеством персонажей в трёхчасовое действие, – затея однозначно смелая. В МХТ им. А. П. Чехова спектакль «Мушкетеры. Сага. Часть первая» в трактовке Константина Богомолова, шедший лет пять назад, длился почти пять часов! Но тот умопомрачительный спектакль видели не многие.


А вот трехсерийная телеверсия Георгия Юнгвальд-Хилькевича, 1978-го года рождения, стала классикой отечественного кинематографа. За прошедшие 42 года фильм нисколько не устарел, во многом благодаря великолепным актерам и гениальной музыке Максима Дунаевского. Запоминающиеся мелодии и яркие песни ушли в народ и по сей день живут! А за исполнителями главных ролей намертво закрепились их образы.

Однако и телехит не всем пришёлся по душе. Иные эстетские поклонники Дюма, отмечая массу недостатков и кардинальное отличие от романа, предпочитают российской версии фильмы английских и французских режиссёров, а также американские экранизации 1948 и 1973 годов, австрийский фильм 1993 года. Есть ещё и слабые российские версии 2000-х.


От добра добра не ищут

И вот вариант Владимира Хрущёва, главного режиссёра Калужского драматического театра. Автор спектакля не стал оригинальничать, как, скажем, столичные Юрий Погребничко или Михаил Ефремов.


Первый в театре «Около дома Станиславского» показал мушкетёров суровыми пожилыми мужиками в телогрейках, мечтавшими в детстве быть Атосом, Портосом, Арамисом и Д’Артаньяном, в атмосфере послевоенного городского двора с приблатненной романтикой. Второй, воспользовавшись фантазиями своего друга Ивана Охлобыстина, в «Современнике» поставил пьесу о провинциальном театре, где актеры вот уже 30 лет играют один-единственный спектакль – «Три мушкетера», посвятив спектакль «всем артистам, так и не прочитавшим своего главного монолога». А мечтам Александра Плетнёва (возглавлявшего Калужскую драму 20 лет) «скрестить» «Трёх мушкетёров» с «Замоскворецкой шпаной» Эдуарда Володарского, увы, так и не дано было исполниться.

Владимир Хрущёв придумал пьесу, близкую по жанру знаменитому отечественному фильму, – музыкальное приключение по мотивам романа А. Дюма. И анонсировал его так: «В нашем спектакле много музыки и песен, специально написанных композитором и поэтом Алексеем Пономарёвым. Вас ждут поединки и погони, роскошные дамы, красивые кавалеры и невероятные приключения».


В поисках аутентичности

Действительно, что касается роскошных дам и красивых кавалеров, а также сценографии, тут снимаю шляпу перед художником-постановщиком Людмилой Некрасовой и художником по костюмам Оксаной Богданович!


Стеклянный Лувр, за полупрозрачными, таинственными стенами которого кипят страсти, плетутся интриги и вершатся дворцовые перевороты, – совершенно оригинальное решение сценического пространства. Шикарные костюмы, соответствующие историческому периоду, в которых просто расцвели актёры, блистая новыми гранями талантов, хорошо поставленная хореография – всё это делает спектакль ярким и максимально приближенным к оригинальной истории.

Дабы связать как-то отдельные сцены, выстроить повествование, режиссёр ввёл в спектакль роль сказителя, который по ходу действия является зрителям в разных образах: то слугой Д’Артаньяна Планше, то королевским художником, то де Жюссаком – лучшим фехтовальщиком Франции. С этой ролью достойно справился новенький актёр Р. Чечерин.

Перечислять и описывать игру каждого актёра не хватит газетного пространства, практически все растворились в эпохе и в своих героях. Претензии, пожалуй, лишь к суетливому Д’Артаньяну. Главный герой из простодушного горячего мальчишки, как мне показалось, так и не вырос в настоящего мушкетёра. Да и вообще, несмотря на молодость, должен же он был покорить своих новых более опытных и взрослых друзей чем-то ещё, кроме безумной беспочвенной храбрости? Находчивостью, например, обаянием, умом может быть… Совсем не раскрыт внутренний мир мушкетёров (К. Бессонов, А. Соловьёв и В. Соколов) – три одинаковых оловянных солдатика. И совсем уж слабо показана (прописана?) роль Констанции (её по очереди играют Е. Лапина и М. Артемьева, и обе совершенно невнятно), из-за которой, собственно, главный герой и бросается в авантюры. Наверное, по-другому в театральный формат такую объёмную историю было не впихнуть. И тем не менее как-то всё получилось поверхностно. Убедительна Семисенко в роли Миледи – коварна и холодна. Хороши оба (играющие по очереди) де Тревиля, и М. Кузнецов, и С. Лунин, совершенно разные, яркие, запоминающиеся. Почти совпадает с киношным стереотипом Ришелье (Д. Денисов). Великолепен Игорь Постнов в роли короля.

Что касается «много музыки и песен» – это пожалуй, самое слабое место этого костюмированного карнавала «а ля Франция Людовика XIII». Разножанровая фоновая музыка не запоминается. Из 11 песен – ни одной яркой. И актёры поют песенки как-то неуверенно. Более того, если вслушиваться в содержание, то становится смешно от примитивных, «детских» текстов.


«Кого ты хотел удивить?»

Главный вопрос, который не мог не случиться: какому поколению этот спектакль придётся по душе?


Вольный пересказ-перенос поп-романа на сцену без каких-то либо оригинальных режиссёрских идей с невыразительными песнями людям зрелым вряд ли придётся по душе. Необходимо учитывать, что немаловажную роль играют сформированные в головах зрителей штампы, и волей-неволей будет идти сравнение с суперпопулярным фильмом, естественно, не в пользу спектакля. И юному поколению более чем трехчасовое действо без искромётных мушкетёрских дуэлей и драк (в спектакле показаны лишь их имитации) вряд ли понравится. Тем, кто не читал романа (у молодых нынче другие герои), будут совершенно непонятны сюжетные повороты.

Впечатления от спектакля разные. Те, с кем удалось поговорить, делились не самыми лестными отзывами: «… Мало фехтования… Сюжет мозаичный… Театральный комикс… Детский спектакль… И т. д.

Так какова же миссия спектакля? Ведь в наш циничный век посредством театра благородству вряд ли кого-то можно научить. Что хотели донести до зрителя режиссер, актёры? Единственная задача постановки, на мой взгляд, развлекательная. Для определенной категории зрителей (а таких в Калуге немало) этот спектакль станет неплохим времяпровождением – без отягощающих ум и сердце последствий. Так или иначе «Д’Артаньян и три мушкетёра» Владимира Хрущёва – это не самое плохое, что за последние лет пять было поставлено на сцене Калужского драматического театра.


Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото А. Фалалеева