Художественная история врача Васильева

Титулярный советник завещал свою коллекцию родному городу. Так родилась «Советская картинная галерея», ставшая основой для музея изобразительных искусств

Этот дом – одно из немногих исторических зданий на улице Дзержинского, – в таком виде, как сейчас, мы, скорее всего, уже не увидим. Собственник начал реставрационные работы. В ходе ремонта с фасада снимут и мемориальную доску.

Не хотелось бы, чтобы памятная табличка исчезла совсем, как это порой бывало в подобных случаях. Ведь так важно, чтобы калужане не забывали, какую историю хранит старинный особняк, в котором жил  коллекционер и меценат

Никанор Васильев. Фигура неоднозначная, многое в его удивительной судьбе неизвестно.

Родом из Калуги

Никанор Васильев – внук вольноотпущенного крепостного крестьянина и сын фельдшера при благородном пансионе. Родился в Калуге в 1832 году, окончил Калужскую гимназию. Продолжая семейную традицию, в 1851 году поступил в Императорский Московский университет на медицинский факультет, по окончании которого получил степень лекаря и звание уездного врача.

Его врачебная карьера началась в малых городах Калужской губернии – Жиздре, Медыни, Боровске. Позднее он врачевал в Херсоне, Ярославле и Нижнем Новгороде, где, выйдя в 1890 году в отставку в чине статского советника, и остался, занимаясь частной практикой.

Общество большого торгового города тогда особо не интересовали вопросы искусства. «Богатые люди конкурировали в накоплении капиталов и щеголяли нарядами. Из удовольствий широкое распространение имела игра в «фальку», где проигрывали лошадей, пароходы и целые состояния. А в преподавательских комнатах часто  можно было услышать упреки одного педагога другому в неумении играть, так как часто педагоги являлись на уроки не спавши, прямо из-за зеленого стола» – так описывает тогдашние нравы нижегородского общества современник.

В Нижнем Новгороде Никанор Иванович познакомился с местными коллекционерами – купцами Рукавишниковыми и Бурмистровыми, художником К. П. Померанцевым, известным московским коллекционером П. И. Щукиным. А уже к 1899 году фамилию Васильева можно найти среди учредителей Нижегородского общества художников и коллекционеров, которое, безусловно, сыграло роль в начале собирания Никанором Ивановичем собственной коллекции. В 1890-е годы он активно приобретал произведения искусства.

Любопытны воспоминания нижегородца В. Ликина, который описывал Общество любителей живописи и коллекционеров 80-х годов XIX века. «Прежде всего я осмотрел маленькое собрание полотен русских художников с картинами Айвазовского, как-то особенно почитаемого в провинции художника, у доктора Васильева, старого холостяка, жившего в Холодном переулке. Затем ознакомился с более интересным и более обширным собранием доктора С. Зененко: здесь было до 70 картин и между ними были весьма ценные вещи старых русских школ… Зененко, по рассказам, предпочитал вместо денег брать за лечение с помещиков картину. Время, когда он собирал свою коллекцию, совпало с тем, когда помещики разорялись, лишившись крепостного труда, и уступали свою землю и усадьбу людям энергии и капитала, поэтому доктору удавалось хорошие вещи приобретать за сравнительно небольшие деньги».

Знаковой  фигурой в художественной истории Нижнего Новгорода был Андрей Осипович Карелин. Его описывали так: «По наружности это был красивый пожилой блондин с бородой и длинными волосами, изящно одетый, настоящий типаж какого-нибудь итальянского художника. При разговоре любил цитировать «Фауста» Гете, которого знал наизусть. Собственный дом его был устроен с большим вкусом, как ателье художника: с громадными окнами, с фотографическим павильонами наверху. Уже с улицы, еще не прочитав громадной вывески «Художник, фотограф Императорской академии художеств А. Карелин», можно было понять, что это не просто обывательский дом. Внутри это целый музей. Тут были печки из старинных изразцов, старинная мебель, масса предметов старины,  особенно русской, на стенах множество картин».

Об этом человеке, повлиявшем на судьбу калужского врача Васильева, стоит рассказать особо.

Мастер света и тени

Без преувеличения, Андрей Карелин был человеком-эпохой в фотографическом искусстве. Происходил из крестьян Тамбовской губернии, в 12 лет поступил в ученики к живописцу в Тамбове, а затем при помощи местного мецената Сабурова его приняли в Петербургскую академию художеств, которую Карелин успешно окончил в 1864 году со званием свободного художника. Во время учебы в академии он интересовался портретной живописью и подрабатывал в фотографических мастерских ретушером. В 1869 году он переехал в Нижний Новгород, где завел свое дело – открыл мастерскую «Фотография и живопись», а при ней художественную общедоступную школу.

В фотоделе он делал необычайные успехи, поскольку был настоящим новатором в области усовершенствования фотографии,  серьезно изучал физику, оптику. Так, он ввел в обыкновение печатание с двух одинаковых наклеенных один на другой негативов, что, по его мнению, делало изображение более соответствующим натуре. Именно он впервые в Европе применил в фотосъемке добавочные линзы. В доме Карелина был стеклянный павильон, где он снимал свои знаменитые портреты и жанровые сцены, используя солнечное освещение.

Виды Нижнего Новгорода, портреты современников, атрибуты старины и национальной культуры он запечатлел очень выразительно, получив мировое признание.

В 1870 году Карелин получил от нижегородского губернатора задание к 15-летию царствования Александра II создать цветной фотоальбом с видами города. Фотографии он сделал, а колоризировать снимки акварелью попросил профессионального пейзажиста Ивана Шишкина. Тот, никогда не работавший с акварелью, сначала отказался от предложения, но Карелин всё же его уговорил. Так появился уникальный по тем временам творческий тандем живописца и фотографа. В 1876 году Карелину присвоили звание фотографа Императорской академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии».

В 1882 году на XIV Всероссийской выставке, которая проходила в Москве, один из разделов был отдан фотографии. Андрей Осипович представил там свои работы. В журнале «Фотограф-любитель» писали: «Всякий старается обратить особенное внимание на нашу русскую знаменитость, нижегородского А. О. Карелина… Он проложил новый путь художественной фотографии – сумел подчинить себе те условия, которые до него считались непобедимыми».

Объединение «Нижегородское общество любителей искусств» было образовано в феврале 1901 года по инициативе ряда местных деятелей изобразительного искусства. Среди инициаторов его создания был фотограф Андрей Осипович Карелин. Участники общества занимались организацией выставок и культурных мероприятий, а также преследовали цели популяризации интереса к искусству среди жителей Нижнего Новгорода и его окрестностей. Там бывали знаменитые художники Иван Шишкин и Василий Верещагин, Иван Айвазовский и Константин Маковский, захаживал и Максим Горький. А художественные мастерские позже стали основой для появления художественного училища  в городе.

Сын фотографа, Андрей Андреевич Карелин, продолжил дело отца и во многом поспособствовал развитию художественного образования в Нижнем Новгороде. В 1896 году вместе с Николаем Кошелевым он осуществил одно из главных дел своей жизни – создал Нижегородский историко-художественный музей. Они смогли донести идею создания музея, которая разделялась достаточно ограниченным кругом культурной общественности города, до городской Думы, городского головы и получили одобрение.  Провинциальный город, каким был тогда Нижний Новгород, создает музей по инициативе местной интеллигенции.

А ведь все это требовало немалых средств.

Дом в Титовском переулке

В 1901 г. Никанор Иванович Васильев возвратился в Калугу, где занимался частной врачебной практикой. В ноябре он купил небольшую городскую усадьбу на углу Благовещенской улицы, чем-то напоминающую дом Андрея Карелина.

Первой хозяйкой этого дома была купеческая дочь Мария Мироновна Богданова. После ее смерти, в конце  1830-х, дом перешел к брату, купцу Корнею Богданову, которого в 1845 году избрали городским головой Калуги. Дом обрел статус административного здания. Однако новый владелец не имел наследников и, когда он скончался, усадьбу выставили на продажу. Ее приобрела вдова коллежского советника Варвара Титова, которая в 1856 году построила каменную двухэтажную пристройку вместо деревянной. Ей также принадлежало несколько домов рядом, в Безымянном переулке, который впоследствии получил название Титовского. Он шел от Благовещенской улицы до Широкой (современных улиц Дзержинского и Кирова). В последующие годы усадьба снова меняла хозяев.

Примечательно, что к дому с мезонином Варвары Титовой, судя по генеральному плану Калуги, прилагались многочисленные постройки: деревянный сарай с погребом с амбаром, конюшней, каретным сараем и баней.

Этот дом в 1901-м году купил у некоего Касаткина Никанор Иванович Васильев, частично перестроил внутри под свои нужды, отведя на первом этаже помещение для галереи, насчитывающей около 90 произведений живописи и скульптуры.

В 1905 г. он составляет завещание, по которому его дом, художественная коллекция и имущество передаются городу в лице земства. «Вместе с домом и землею завещаю находящиеся в доме художественные предметы, а именно картины, мраморные и бронзовые статуи по особо составленной мною описи, которые должны послужить к устройству художественного музея и при нем художественно-промышленных классов». Городу передавались художественная коллекция, капитал в банке и дом для создания художественно-промышленного училища и при нем художественного музея. Согласно завещанию, в доме предполагалось также разместить общежитие для крестьянских детей, проходящих курс обучения в городских школах.

Очевидно, что при составлении завещания Васильев имел в виду подобный опыт, увиденный им в культурной жизни Нижнего Новгорода.

Почти половину живописных работ коллекции составляли произведения художников русской школы: И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова,

И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и др. Западноевропейская часть собрания включала произведения итальянских, французских, голландских, бельгийских, немецких художников и скульпторов XVI–XIX вв. Содержать художественно-промышленное училище и музей следовало на проценты с завещанного капитала, заключавшегося в ценных бумагах: закладных листах Московского и Нижегородского земельных банков на общую сумму 76 тысяч рублей и билетах четырехпроцентной государственной ренты на номинальную сумму 140 тысяч рублей. Дом с флигелями был оценен на сумму 20 тысяч рублей. Все это должно было обеспечить безбедное существование училища и музея.

Жизнь после жизни

Никанор Васильев умер в феврале 1917 года в возрасте 84 лет.  Его похоронили на Пятницком кладбище. Городская управа за лето и осень 1917 года не успела организовать художественно-промышленное училище по завещанию, а после событий октября дом, коллекция и деньги в банке были национализированы.

Из всего задуманного Н. И. Васильевым только одному суждено было осуществиться: его собрание послужило основой для создания в Калуге картинной галереи, об открытии которой было объявлено в газете «Калужская правда» от 12 июня 1918 года.

Но это было только начало. В октябре 1918 г. в Калуге создают подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, народного быта и природы (губмузей).

Наибольшее количество произведений искусства поступило из имений Железняки князей Голицыных, Грабцево князей Кантакузенов, Барятино князей Горчаковых; портреты из имений Полотняный Завод Гончаровых, Нижние Прыски Кашкиных и ряда других имений. Из имения Степановское, принадлежавшего Е. П. Ярошенко, невестке известного художника Н. А. Ярошенко, поступила ценная коллекция русской и западноевропейской живописи, собранная владельцами, в том числе и 10 произведений самого Н. А. Ярошенко.

Открытие галереи было настоящим окном в мир искусства. Многие калужане впервые смогли ознакомиться с русской и мировой художественной классикой.

Здесь нельзя не упомянуть еще одного замечательного калужанина – Всеволода Левандовского, который возглавлял художественный музей с 1921 по 1935 год. Родился в Пензе  в семье служащего железной дороги, успешно окончил Императорскую академию художеств. В 1918 году после демобилизации Левандовский приезжает в Калугу к родителям. Талантливый художник, он посвятил свою жизнь трудному делу сохранения художественных ценностей, занимался  спасением и сохранением дворянских усадеб и находившихся в них культурных ценностей и распределением их между музеями. В 1926 г. при его участии при музее был организован Калужский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), начали устраиваться регулярные выставки калужских художников, работала изостудия. В довоенные годы художественный отдел и музей были одними из центров культурной жизни Калуги.

В 1924 году музей стал отделом Калужского государственного областного музея. А в особняке Васильева художественный музей просуществовал до 1927 года, когда был переведен во флигель городской усадьбы Золотаревых-Кологривовых.

А украшением коллекции до сих пор можно считать портрет, который в описи, художественных предметов,  завещанных Никанором Ивановичем, значится под номером 7 и именуется «Портрет жертвователя». Андрей Карелин редко писал портреты, но в 1896 году он нарисовал Никанора Васильева, и в этой работе чувствуется рука большого мастера, рисовальщика хорошей школы и, можно сказать, духовного наставника калужского врача и мецената.

 

Ольга КОНОВАЛОВА

По информации с сайтов ГАДНИКО и Калужского музея изобразительных искусств