Калужанин Иван Гончаров выпустил интеллектуальную настольную игру по истории родного города
Иван – студент истфака КГУ им. Циолковского. Параллельно он преподаёт историю в школе № 45. Мы поговорили с ним о его необычном старте в профессию.
Без розовых очков
– Во время обучения в школе у меня не было особых пристрастий к какому-то конкретному предмету, – вспоминает Иван. – Вплоть до 9-го класса я учил всё одинаково хорошо. Но потом задумался: куда дальше хотел бы пойти?
И понял, что математика и естественные науки – не моё. Гораздо интереснее изучать историю, узнавать причины, по которым происходили те или иные события. Так сформировался круг моих интересов: история и обществознание.
Я решил двигаться в сторону педагогики. И это не было случайностью. Моя бабушка, Евдокия Петровна Гончарова, больше сорока лет работала преподавателем начальных классов. Когда я был маленьким, она много времени проводила со мной и оказала огромное влияние на мое становление. Моя мама, Виктория Васильевна Гончарова, – учитель английского языка. Педагогические традиции в нашей семье давние. Можно сказать, что это уже династия. Я выбрал этот путь осознанно: четко понимал, что меня ждет, и в принципе представлял себя в этой профессии. «Розовых очков» у меня не было. Я прекрасно видел, что происходит в школе. Наблюдал, как бабушка и мама переживают за работу, сколько сил энергии вкладывают. Я представлял, что меня ждет.
И тут, и там
– Я учусь на 4-м курсе исторического факультета и совмещаю учёбу с работой в родной школе № 45. Начал ещё с первого курса: пробовал приходить на замены, брать дополнительные группы. А с этого года уже являюсь полноценным сотрудником, преподаю ученикам 5–6-х классов. Для меня было важно как можно раньше начать приобретать опыт. Университет его не даёт. Ты получаешь прочную теоретическую базу, но очень часто теория расходится с практикой. Работе учителя нельзя научить. Профессию можно освоить только в школе, в реальном классе.
Я молод. Но я вижу, что уважение зависит не от количества прожитых лет, а от того, как человек себя ведет, как общается с детьми, умеет ли он поддерживать дисциплину и при этом быть открытым детям. Если всё это есть, ученики, независимо от возраста, воспринимают тебя как старшего, как наставника, как преподавателя. Именно так это и работает.
По окончании университета у меня помимо диплома будет реальный опыт. Конечно, совмещать непросто. Приходится выдерживать плотный график, чтобы выполнять задания в университете и одновременно не снижать качество преподавания. Но я стараюсь, насколько могу! Иду в школу – и отдаю себя этому делу.
Время
– Даже при плотном графике можно найти время на увлечения и друзей. Да, у меня его немного, но тем ценнее каждая минута. Я очень люблю читать. По 40 минут в день на книгу всегда найду. Когда был учеником, не чувствовал удовлетворения от чтения – просто прочитывал всё по заданным спискам. И все эти книги словно проходили мимо. Но после выпускного у меня появилось желание самому выбирать… Я начал углубляться в бизнес-литературу, в книги по психологии, педагогике и истории.
А ещё увлекаюсь спортом. Всю свою школьную жизнь я занимался большим теннисом, но к 11-му классу времени на него не осталось. Но я нашёл выход – обычные тренировки дома. Если у тебя есть турник и гантели, этого вполне достаточно для поддержания физической формы и активности на протяжении рабочей недели.
Подсказала бабушка
– Идея создать игру появилась у меня довольно давно – в 6-м или 7-м классе. На эту мысль меня натолкнула бабушка. Занимаясь со мной, она предлагала всевозможные карточки. Я понимал, что такой формат помогает лучше усваивать материал. В реализации идеи мне помогли родители.
В школьные годы это было моим хобби, поэтому и прототип игры был слабым, любительским. Тематика тогда была «Калуга космическая». В моей ученической игре было всего около
20 вопросов. Задумка была в том, чтобы в игровой форме обзорно показать историю космоса именно на примере родного города. Благодаря той инициативе я попал на смену в «Артек». Это было важной частью моей школьной жизни.
С тех пор игру, конечно, доработал. Она сделана в трех выпусках, каждый из них отражает какой-то аспект развития истории нашего города. «Калуга историческая» рассказывает о событиях, памятниках, связанных с нашей многовековой историей, об исторических личностях. «Калуга культурная» –
о достопримечательностях и людях, которые творили на этой земле. А «Калуга космическая», конечно же, об одной из главных вех развития города – истории развития космонавтики. Механика игры простая. Чтобы походить, нужно бросить кубик, затем взять карточку с вопросом, ответить на него и (в зависимости от того, верный ответ или нет) пройти по полю дальше. Помимо вопросов есть и карточки с ответами, благодаря которым и реализуется образовательный компонент.
Будущее
– Мой проект реализован при поддержке «Росмолодежи». В феврале 2023 года я подавал заявку на грант. Игра получила поддержку, но тираж был ограниченным. Мы с командой провели турнир по нашей игре в стенах родного университета. На него были приглашены команды из каждого университета Калуги. Большое спасибо администрации и волонтёрам, которые помогли. Могу сказать, что многим участникам понравились вопросы и то, что им удалось собраться вместе, получить новые знания. Студенты отметили, что полезно узнавать свой город в таком игровом формате. В итоге весь тираж игры мы раздали университетам города. Так что в неё смогут поиграть преподаватели и студенты.
Идеей заинтересовался и министр образования и науки региона Александр Сергеевич Аникеев. Мы встретились, подумали о том, чтобы выпустить эту игру во все школы области.
Каким я вижу свое будущее? Четкого понимания у меня пока нет. Всё, что я сейчас могу делать, – стараться на свой максимум. Я продолжу заниматься подобными проектами, чтобы привнести что-то свое в систему образования. Это меня вдохновляет!
Проверь себя
Ответь на вопросы игры:
1) Почему Николай Васильевич Гоголь назвал Калугу «маленьким Константинополем»?
2) Какую идею об использовании солнечной энергии высказал Циолковский?
3) Кому посвящен памятник на площади Старый Торг?
Ольга КУЗЬМИНА
Фото Антона Забродского и автора