Игра в «шашечки»

Игра в «шашечки»

Кто разрешит вечный спор между таксистом и пассажиром.

Уже не первый год тема работы такси является одной из топовых в СМИ. Поводов для этого немало: хамство водителей или наглость пассажиров, отказ таксомотора ехать на вызов или невозможность вызвать машину в час пик, да и множество других спорных моментов, в которых таксист и клиент оказываются по разные стороны баррикад.

«Прославились»

За минувшие полгода, например, водители и пассажиры такси несколько раз становились героями криминальной хроники. Самым запоминающимся стал случай, когда калужский таксист потребовал с пассажирок дополнительно 200 рублей в качестве платы за поездку с маленьким ребенком. Женщины платить не отказались, но заметили, что «такое вымогательство не красит водителя как мужчину». Это задело таксиста, и он начал чудить: заблокировал двери, отъехал от дома и стал требовать с пассажирок еще тысячу рублей.

В результате женщине на переднем сиденье удалось разблокировать дверь, но водитель вытолкал ее на ходу. Через некоторое время он остановил автомобиль, вытащил вторую женщину из салона и ударил ее. При этом пригрозил, что не отдаст ребенка, пока не получит денег. Малыш при этом остался в машине. На помощь пассажирам пришли прохожие, таксист же, бросив машину, убежал.

На следующий день женщины с травмами обратились в больницу: у старшей была диагностирована черепно-мозговая травма, а у матери малыша – перелом ребер. Снял побои и водитель, от которого отбивались пассажирки.

Данная история прогремела на всю страну. Следственный комитет возбудил уголовное дело. А общество снова разделилось на два лагеря: одни отчаянно защищали пассажиров, а другие – таксиста.

И снова о законе

Эта ситуация в который раз обнажила проблему – отсутствие четкого законодательства, регулирующего деятельность такси. Пресловутый закон, который должен навести порядок в этой сфере, вот уже несколько лет не может пройти процедуру согласования, чтобы дойти хотя бы до второго чтения в Государственной Думе.

Чтобы хоть как-то разрешить ситуацию, в дело включились депутаты Законодательного собрания области. Председатель регионального парламента Виктор Бабурин дал поручение разработать законодательные меры, которые предотвратили бы подобные происшествия.

Наши парламентарии обратились в Госдуму с инициативой дополнить существующий перечень требований, который дает таксисту право получить разрешение на перевозку пассажиров, добавив туда в качестве обязательного пункта, помимо «шашечек» и цветографической схемы, обязательное наличие детского кресла. По мнению депутатов, это исключит случаи, когда водители отказываются брать заказ с ребенком.

– В целом пассажир всегда прав. Если предоставляешь услугу, ты должен оказывать ее качественно. Должна быть и соответствующая культура вождения и поведения, – сказал, комментируя поправку, депутат областного парламента, председатель комиссии по экологии и транспорту Сослан Такаев.

Чем дальше в лес…

С культурой же в последнее время у нас все хуже и хуже. Потому что, по сути, эта огромная отрасль никем не регулируется. Здесь нет даже намека на трудовые отношения. Ведь когда мы звоним в агрегаторскую службу вызова такси (так это называется официально), то обращаемся в диспетчерскую, которая передает водителям заказ. Диспетчер же понятия не имеет, кто приедет на вызов, есть ли у человека лицензия, прошел ли он все положенные освидетельствования перед выездом. Для них водитель такси – это наемник, сотрудничающий с агрегатором по договору о предоставлении заказов. И если таксист что-то натворил, нахамил, не принял вызов – звонить и жаловаться по номеру вызова такси бесполезно: агрегатор и тем более диспетчер за это никакой ответственности не несут.

Так случилось и в истории с калужанками. Агрегатор, хоть и через несколько дней, все же извинился перед ними и отстранил водителя от приема заказов. На этом всё. Гарантировать, что завтра этот водитель или подобный не примет заказы от другого диспетчера, никто не может.

Тем больше вопросов

К счастью, такие водители скорее исключение, нежели правило. Как говорят профессиональные таксисты, работающие за баранкой не один год, так ведут себя бомбилы, которые срубили копейку за пару часов и ушли с линии. На мнение пассажиров, на имидж работников сферы им наплевать. Именно такие отказываются брать пассажиров с детьми, выезжать в плохую погоду и в предпраздничные и праздничные дни.

Еще несколько лет назад в Калуге проблема в этой сфере не стояла так остро. Появилась она, когда перестали существовать таксопарки в их привычном понимании, где все водители были официально трудоустроены, где каждый выезд начинался с медосмотра, где работодатель не только нес ответственность за каждого таксиста, но и отстаивал его права в случае необходимости.

Сегодня же ситуация иная. Устроиться на работу в такси не составляет большого труда. Все можно сделать удаленно, без собеседований и анкет. Для этого достаточно скинуть им в соцсетях свои данные: фото паспорта, водительского удостоверения и документов на машину, и вот уже через 20 минут вам приходит пароль, вы скачиваете программу получения заказов – и работа в кармане. А как оно будет дальше, агрегатора уже не интересует.

Резюмируя

Уже несколько лет я веду эту тему. И каждый раз убеждаюсь в том, что в каждом деле должен работать профессионал: таксист должен быть таксистом, а токарь – токарем. Об этом говорят и сами таксисты, и пассажиры, и представители власти. Сегодня же работа в такси для большинства просто приработок. Ответственность перед пассажирами не несет никто, кроме того человека, который находится за рулем, а водителем сегодня может быть кто угодно. Ситуация, которая складывается на рынке пассажироперевозок, говорит о том, что долго так продолжаться не может. Для гарантии безопасности и качества работы необходимо, чтобы водитель, агрегатор и транспортная компания, предоставляющая в аренду автомобиль, были единым целым. Все это должно быть закреплено в законе.

Только упорядочив эту сферу, можно решить вечный спор между пассажиром и водителем, но пока, к сожалению, пресловутый закон о такси на повестке дня в парламенте не стоит.


Мнение

Дмитрий Павлюченко, член регионального отделения ОНФ, директор общественной организации «Дорожный патруль – Калуга»:

– Мы уже не раз говорили о том, как поменялась работа такси в регионе с приходом крупных агрегаторов. Сейчас, с одной стороны, пассажирам стало проще: порой даже номер набирать не надо, установил приложение, ввел данные – и тебе уже и стоимость рассчитана, и оплата проходит по карте. Для калужских таксистов, именно таксистов, а не бомбил, в этом плюсов мало. Во-первых, зайдя на калужский рынок, агрегатор обрушил стоимость поездки. Это, казалось бы, хорошо для потребителей, но такая дешевизна таит много подводных камней. Прежде всего, обвал цены повлиял на заработки водителей и, соответственно, на качество исполняемых услуг. Во-вторых, к агрегатору может подключиться любой человек, не имея разрешения на перевозку пассажиров и багажа. Ведь, несмотря на кажущийся контроль со стороны агрегатора-монополиста, мы не можем не отметить, что сегодня у него работают в основном нелегалы.

В-третьих, это безопасность, прежде всего пассажиров. Ведь если раньше человек работал 8-10 часов и зарабатывал примерно 3000 рублей, то сейчас, чтобы собрать эту сумму, ему нужно отработать порядка 16–18 часов. Отсюда, кстати, и раздражительность водителей, и прочие поведенческие проблемы. О какой безопасности в этом случае мы можем говорить?!

Наши депутаты выступили с законодательной инициативой ввести обязательное наличие детских кресел для такси. Идея хорошая, но будет ли она работать на деле? Во-первых, это очень сложно осуществить технически, потому что трехмесячный ребенок должен перевозиться в люльке, в которую даже двухлетка не поместится. А возить кресла на все возрасты детей одновременно невозможно. Поэтому, предполагаю, тут у законодателей возникнут проблемы.

Но делать что-то надо, причем давно. И это касается не только оснащения машины, наличия опознавательных знаков и цветовой гаммы, в целом это все уже есть, как в федеральном, так и в региональном законах. Важно, чтобы в правое поле попали агрегаторы, которые на свои площадки должны регистрировать только таксистов, имеющих разрешение, чтобы за безопасность пассажиров отвечали профессионалы. Надеюсь, что закон все же будет доработан и принят и сфера начнет работать по единым правилам.


Важно знать!

Помимо внешних опознавательных знаков в салоне каждого автомобиля, согласно закону, должны быть:
• карточка водителя с указанием его фамилии, имени и отчества;
• номер водительского удостоверения;
• контактный номер телефона;
• тарифы службы;
• телефон организации для жалоб в случае предоставления некачественных услуг.

Кстати, если вы сомневаетесь в компетенции водителя, приехавшего к вам на вызов, вы вправе попросить его показать лицензию на осуществление данного вида деятельности и медицинское освидетельствование.


Ольга СМЫКОВА