Интервью с «Учеником года» Калуги Василисой Денисовой : о школе, поэзии, о трудностях выбора профессии и просто о жизни

Как Роберт Рождественский помог поэту Василисе Денисовой стать лучшей ученицей

Одиннадцатиклассница из 31-й школы точно знает: свою жизнь она посвятит театру и литературе. Вдохновленная творчеством поэтов Серебряного века, она играет в школьном театре, пишет стихи и прозу, занимается в поэтической студии, играет на гитаре, поет, рисует и участвует в конкурсах бардовской песни. В конце марта Василиса получила звание «Ученик года – 2021». Мы поговорили с одаренной школьницей о школе, поэзии, о трудностях выбора профессии и просто о жизни.

В ее арсенале – призовые места в творческих конкурсах различных уровней от школьного до всероссийского. Последние победы – в конкурсах «Лето Господне» и «Мой вклад в величие России».

– Талантливых детей много, их надо вовремя заметить и помочь им раскрыться, – говорит Татьяна Владимировна Игнатьева, заместитель директора по воспитательной работе школы, где учится Василиса. – Василиса занимается в школьном театре «Путь», где не только играет роли в постановках: ее произведения включены в сценарии театра, в школьный литературный клуб «Диалог». Бывает, что способного ребенка надо тянуть, а здесь тянуть не надо, она сама идет к своей цели.

– Кем видите свою ученицу в будущем? Может, писателем?

– Девочка многогранная: у нее и актерский, и литературный талант, и в бардовской песне. Главное, чтобы этот путь доставлял ей удовольствие. Не сомневаюсь: она выберет то, что ей интересно.

– Мама Василисы когда-то тоже писала стихи. Одна из местных газет даже написала о ней очерк «Объять необъятное», – говорит бабушка школьницы, библиотекарь и хранительница Музея необычных вещей Наталья Николаевна Кулькова. – А потом – семья, дети, как-то не до стихов стало…

Лучшие в мире родители

Родители Василисы – люди творческие: папа, Дмитрий Денисов, актер областного драматического театра, мама – корреспондент ТРК «Ника».

– Мне достались лучшие в мире родители, – с улыбкой говорит Василиса. – Со всеми удачами и неудачами я бегу к ним. Они помогают мне быть собой и никогда ничего не навязывают. Родители всегда радовались, когда у меня складывались рифмы, строчки, радовались, когда я выступала в детском саду на утреннике. Часто бываю в театре, и это большое счастье – смотреть на актеров и вдохновляться. Особенно мне нравится папа в роли Сирано де Бержерака, жаль, что этот спектакль больше не играют. Но я не только папин главный зритель, но и критик. Могу сказать: «Вот эту фразу ты, на мой взгляд, сказал излишне громко, в ней не заложено столько смысла». Мы много обсуждаем, спорим, и иногда он со мной соглашается.

– Папа повлиял на твой выбор стать актрисой?

– Он сдержанно к этому относится, потому что понимает, что актерская профессия сложная. Сейчас он помогает мне с выбором репертуара для поступления. Я знаю, что в глубине души он хочет, чтобы я связала свою жизнь с литературой.

Вдохновение

– Как происходит рождение стиха?

– Стихи не пишутся по заказу. Они возникают, когда видишь что-то такое, что тебя поражает до глубины души. Это переложение в рифмы чувств, эмоций, восхищения или печали.. У меня много совсем детских стихов, когда, к примеру, меня вдохновил упавший с дерева листок. Стихи чаще всего приходят единым порывом, я их редко дорабатываю. То, что вдруг рождается у меня в голове, надо сразу записать на первом попавшемся клочке бумаги или просто на столе. Старюсь всегда носить с собой карандаш…

– Чужое творчество тебе интересно?

– Я люблю находить созвучные мысли в произведениях других авторов и не устаю удивляться: неужели великий Блок думал о том же, о чем и я? Я чувствую с ними связь. Нравятся поэты Серебряного века – Сергей Есенин. Мой любимый поэт – Владимир Высоцкий. В прозе предпочтения очень разные: Жюль Верн, Булгаков, обожаю Гоголя (кстати, это любовь и мамина тоже), Астрид Линдгрен, Рэя Брэдбери, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса.

– А творчество Веры Полозковой тебе нравится?

– У нее хороший юмор, интересные образы, но и много самолюбия: она пишет больше для себя, чем для читателя. Я думаю, если поэт отдает что-то в массы, это должно волновать других людей. Есенин так писал, Маяковский – и для себя, и для тебя. А Лермонтов, к примеру, писал больше для себя.
В этом цель любого творчества – что-то переосознавать в себе, когда читаешь, слушаешь. Поэзия и актерство в этом похожи – через творчество слушатель и зритель открывают для себя что-то новое.

– Ты выбрала для себя актерскую профессию. Но если вдруг не получится в этот раз в Москве, будешь пробовать еще?

– Скорее всего, я с первого раза не поступлю – для этого надо быть настоящим самородком, а их единицы. Но сделаю хоть десять попыток – рано или поздно я стану актрисой.

– Как у тебя обстоят дела в школе?

– К точным наукам душа не лежит. К счастью, учителя понимают мою творческую натуру.

– Бывают тройки?

– Случаются. Особенно, когда дело касается формул, которые надо выучить. Этот барьер я не могу преодолеть. Зато я люблю историю. Очень четко осознаешь, что за твоими плечами нечто большое – династии, битвы, а ты стоишь на перемычке песочных часов: до тебя были десятки поколений, может, кто-то из предков сражался в Куликовской битве, и от тебя, маленькой единички, тоже может пойти большой род. История мне много дает для творчества. Мне нравится описывать какого-то известного человека в художественной обстановке, пропускаю через себя его мысли в сложные моменты выбора. Так родились рассказы про Святого Луку Крымского, генерала Попова, художника Илью Репина.

Конкурсные процедуры

– Расскажи о конкурсе «Ученик года». Сложно ли было пройти эти испытания?

– Название второго тура – «Интеллектуальный марафон» – меня, признаюсь, напугало. 20 вопросов, а знания у меня есть, прямо скажем, не во всех областях. Но выручили смекалка и логика, отвечала на вопросы с юмором. Полчаса из полутора я решала задачу про взвешивание монет, чтобы определить одну фальшивую.

Интересным мне показался вопрос о том, какое чудо света я назвала бы восьмым. Я написала про монумент «Родина-мать» в Волгограде. Практически все семь чудес света были построены рабами, а в этом гениальном памятнике, на мой взгляд, заключается мощь и сила народа.

– Чем ты поразила жюри на заключительном туре?

– Требовалось написать за полчаса эссе-рассуждение по цитате Жоржа Дюамеля «Для воспитания детских умов полезнее всего бесполезное». Все писали эссе, свои рассуждения, а я написала небольшой рассказ, главным героем которого стал поэт Роберт Рождественский, включив в повествование его стихи. Прочитала по ролям со сцены, в зале даже плакали.

– Ты еще посещаешь Воскресную школу?

– Меня многое привлекает и увлекает в силу того, что я эмоциональный человек. В Воскресной школе при храме Покрова на рву у меня появилась возможность научиться звонить в колокола. Это оказалось несложно, но очень захватывающе. Главное – научиться держать ритм и понять, как координировать собственные движения.

– Какие мысли возникают, когда звонишь в колокола?

– Думаешь о боге и о людях, которых видишь внизу. Вот идут они по улице и вдруг слышат звон. И наверняка кто-то из них подумает: «Как же красиво звонят!»

Беседовала Ольга Коновалова