История о войне, мире и любви на театральной сцене

25 января Калужский областной драматический театр позвал своего зрителя на очередную премьеру. Режиссер Александр Баранников неожиданно для многих реализовал постановку пьесы Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Это тот самый драматург, известный знатокам, и не только им, благодаря популярной истории «Любовь и голуби», удачно экранизированной и полюбившейся очень многим. Но наша неожиданность отчасти заключается в том, что новый спектакль не относится к категории развлекательных.

Романтическая история любви, оказавшаяся на самом деле драматическим испытанием для всех – для персонажей, актеров и… зрителей – перенесла нас в далекую уральскую деревню, жители которой переживают военные годы. Спектакль можно считать произведением на военную тему, но самой войны мы не видим – она грохочет где-то далеко, перекраивает жизни героев, проверяет их на прочность, подвергая испытаниям их характеры, судьбы, взгляды на жизнь.

Название пьесы напоминает детскую считалочку, произнеся которую, кого-то из «играющих» можно не досчитаться. Подобные ситуации, как мы видим, порой имеют место не только в играх. Наряду с войной, забирающей у героев спектакля жизни родных и близких или просто земляков, страна изнутри стремится найти «врагов», надеется справиться со сложностями исторического периода путем истребления своих же граждан. На основании доноса можно отправиться не на фронт, а в лагерь, став «врагом» советской власти. Повод может быть таким же пустяковым, как в детской игре, когда с помощью все той же абстрактной считалочки человеческая жизнь в одночасье обрывается.

Но, люди остаются людьми. Они любят друг друга, рожают детей, дышат полной грудью, поют песни… Песням в постановке отводится особая роль. Протяжные и многоголосые, порой напоминающие рыдания, а порой – грозные окрики людей, идущих в бой или отпугивающих дикого зверя, эти напевы служат своеобразной декорацией, расцвечивающей аскетичную сценографию художника Евгения Никонорова.

В премьерном варианте постановки были заняты актеры Ирина Якубенко, Светлана Никифорова, Мария Артемьева, Елена Короткова, Никита Левин, Дмитрий Казанцев, Дмитрий Денисов. Каждая из работ оказалась на удивление выразительной и многогранной. «Саня, Ваня, с ними Римас» — это торжество именно актерских талантов. Не подумайте, что признание этого факта низводит роль режиссера до недопустимо незаметного уровня. В своей работе Александр Баранников избрал одно из самых замечательных направлений – он позволил раскрыться каждому из актеров, предоставил им возможность внести свой абсолютно личный вклад в сценическую интерпретацию пьесы. На спектакле можно и посмеяться, и поплакать, и найти в судьбе героев какие-то свои сокровенные параллели, о которых и говорить-то, в общем, не принято…

Спектакль, в принципе, фестивальный, и хорошо бы показать его где-нибудь на представительном театральном форуме, особенно, если ты сильно надеешься на призовое место.

Тогда такая постановка обречена на успех. Сколько она проживет в репертуаре театра, зависит от зрителя. От того, насколько нам нужны движения души в сторону настоящих подлинных чувств, которые и делают зрителя человеком, а человека – зрителем.

Сергей ГРИШУНОВ.

Фото С.Гришунова.