Итальянец заставил зал встать

Бруно Джуффреди феерически открыл 26-й Международный фестиваль «Мир гитары» в Калуге

Впервые за четвертьвековую историю фестиваля все гости крупнейшего европейского музыкального форума поднялись под первые звуки – Джуффреди исполнил на гитаре гимн России.

Открытое письмо

Было дело, Кустурица как-то открывал концерт в Париже российским гимном. Многие из присутствовавших там слушали гимн стоя. Но это было еще в 2016-м. И играли артисты
на духовых. А вот чтобы в
2023-м… на гитаре, да еще в очень красивой авторской обработке – такое случилось впервые.

Увидеть иностранных исполнителей в нашей стране теперь можно нечасто. Увы, под давлением политической пропаганды руководителей многие иностранцы опасаются негативных последствий за посещение России, бьющейся с украинским национализмом. Но «Мир гитары» – особый случай. В Калугу вот уже много лет в последнюю неделю мая приезжают лучшие исполнители и композиторы планеты, доказывая, что искусство выше политики и финансов.

Одним из таких деятелей культуры является Бруно Джуффреди. Гитарист и профессор музыкального колледжа Novara Conservatory of Music ‘Guido Cantelli’ направил официальное коллективное письмо поддержки от музыкантов Италии Роману Мирошниченко – руководителю международных джазовых и фьюжн-проектов «Мира гитары», в котором выступил за многополярную международную политику, основанную на многогранных сферах влияния и близости между народами, объединенными исторически глубокой и художественной мыслью.

Джуффреди считает, что российское искусство имеет огромное значение в общемировом масштабе. Невозможно просто так, хирургически,  отсечь то, что создавали и создают деятели культуры России.

– Если предать забвению то, что делали Достоевский или Чайковский, если отстранять от участия в конкурсах и мероприятиях современных артистов и музыкантов, то это обедняет культуру, делает ее плоской. Это лишает людей красоты и понимания, как формировался тот или иной этап искусства в истории, – так объяснил свое послание и приезд в Калугу итальянский музыкант.

Кстати, с полным текстом письма можно ознакомиться на фестивальном сайте guitarworld-kaluga.ru.

После продолжительных оваций Джуффреди сыграл еще и гимн Китая. Покинул сцену под шквал аплодисментов, и фестиваль покатился дальше.

Почему Flaco de Nerja?

Следом за Джуффреди на сцену концертного зала филармонии вышел загадочный словак Бранислав Крайчо. Этот гитарист потряс публику испанской харизмой и проникновенными виртуозными композициями, замешанными на классических, цыганских мелодиях и джазе с элементами фламенко. И сразу стало понятно, почему он взял себе сценический псевдоним Flaco de Nerja.

Свою порцию аплодисментов получили постоянный участник всех фестивалей «Мир гитары», яркий представитель классической школы Сергей Руднев и триумфаторы прошлого, юбилейного форума Алексей Стародубцев и Сергей Коняев. И настало время гитариста-виртуоза Вадима Чебанова.

Этого выступления ждали не только просвещенные поклонники артиста, но и один из зрителей, автор сюиты, которую подготовили Вадим Чебанов и симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» (дирижёр –
Сергей Тарарин), специальный гость фестиваля – великий
Стас Намин.

Серьезный Стас Намин

Стас Намин – заметная фигура на небосклоне музыкальной российской культуры второй половины ХХ века. Прежде всего, он основатель легендарных групп «Цветы» и «Парк Горького», основоположник российского рок-движения и организатор рок-фестивалей. Но, кроме того, кинорежиссер, продюсер, фотограф, художник, театральный деятель. Однако в последние десятилетия его музыкальное творчество все более концентрируется на экспериментах в симфоническом направлении.

Все части симфонической сюиты Стас Намин написал в разное время. В конце 80-х он создал Московский симфонический оркестр, а в 90-х этот оркестр записал первые пять частей его симфонической сюиты «Осень в Петербурге». После 2010 года Намин полностью сконцентрировался на симфонической музыке и завершил работу над «Осенью», написав для нее еще три части. Полностью сюита прозвучала в Москве, в Доме музыки, 10 ноября 2011 года на творческом вечере автора, посвященном его 60-летию, в исполнении камерного оркестра Москвы «Русская филармония».

Несколько месяцев назад Роман Мирошниченко предложил своему другу гитаристу-виртуозу Вадиму Чебанову сделать аранжировку сюиты для гитары. И тот, судя по реакции публики, прекрасно справился с задачей.

– Мне пришлась по душе идея Романа, – сказал после выступления исполнитель. –Работалось легко. Я интуитивно находил нужные краски,  рассчитывая, конечно, что мои чувства обязательно передадутся публике. Стас Намин не вмешивался в процесс. И только сегодня услышал премьеру. Все восемь частей совершенно разные. Не могу сказать, что какая-то из них мне ближе. Каждая интересная и по-своему замечательная. И все передают атмосферу Санкт-Петербурга, такого разнопланового моего родного города.

Гитарную версию «Осени в Петербурге» зрители приняли с восторгом. Олег Акимов вызвал на сцену автора – Стаса Намина.

– Мне очень понравилось! – отреагировал довольный композитор. – Вадим вдохнул новую жизнь и дал сюите
новое звучание. Я впервые слышу ее в таком исполнении. Это блестяще сделали гитарист вместе с оркестром. Мне как поклоннику гитары кажется, что в таком варианте сюита заиграла новыми красками
и стала еще лучше. И самое приятное, что в Калуге она прозвучала в сопровождении оркестра «Русская филармония», который исполнял ее впервые 11 лет назад.

Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото Ирины Родиной