Как правильно и безопасно перевозить детей в автомобиле

Как правильно и безопасно перевозить детей в автомобиле

По данным ГИБДД, за пять месяцев этого года в Калуге произошло 19 ДТП с участием несовершеннолетних. В 11 из них пострадали дети-пассажиры. Причем зачастую травмы, полученные ими, достаточно тяжелые.

Давайте попробуем разобраться, как перевозить детей не только безопасно, но и без особого ущерба для бюджета.

Начнем с того, что детские кресла в разы снижают риск гибели и травмирования детей. Конечно, при условии, что используются правильно.

И примеров тому множество. Неоднократно приходилось наблюдать картину, когда в серьезных дорожно-транспортных происшествиях маленькие пассажиры, пристегнутые при помощи детского автомобильного кресла, отделались незначительными ушибами, а то и просто испугом. К сожалению, нередко приходится наблюдать обратную картину, когда автомобили повреждены незначительно, а ребенку необходима квалифицированная медицинская помощь. Причина – отсутствие детского удерживающего устройства.

Законодатели предусмотрели соответствующие требования в пункте 22.9 Правил дорожного движения РФ. Формулировка его достаточно громоздкая и сложная, возможно даже не всем понятная, поэтому упростим ее до понятной схемы. А кому интересно, могут ознакомиться с официальным текстом в правилах дорожного движения. Итак, специальные правила применяются для двух групп детей: от 0 до 6 лет и от 7 до 11 лет включительно. Перевозка малышей (0−6 лет) разрешена только в детском удерживающем устройстве (люльке или автокресле) как на переднем пассажирском, так и на заднем сиденье. Как правило, эти устройства по международной согласованной классификации относятся к группам 0, 0+, 1 или 2 и рассчитаны на вес малыша от 0 до 25 кг.

Но как только маленькому пассажиру исполнилось 7 лет, у родителей появляется выбор. Спереди по-прежнему до 12 лет придется ездить в автокресле. А вот перевозить ребенка сзади можно как в удерживающем устройстве (речь идет в основном о группе 3, которая может быть представлена и полноценным автокреслом, и бустером), так и с использованием штатных ремней безопасности. При этом необходимо понимать, что такой выбор предложен не для того, чтобы спасти водителя от штрафа ГИБДД, а только исключительно для адаптации к потребностям современных детей-переростков.

Довольно часто предельных для удерживающего устройства весовых (36 кг) и ростовых (150 см) параметров дети достигают уже годам к 9−10, а иногда и раньше. Как раз для них использование штатного «взрослого» ремня безопасности не только более комфортно, но и более эффективно в случае аварии.

Определить эту границу, когда от автокресла или бустера можно переходить к взрослой посадке, могут только родители с учетом индивидуальных антропометрических параметров ребенка.

В конечном счете такая лояльная формулировка рассчитана, в первую очередь, на сознательность родителей и понимание ими простой истины: детское кресло и здоровый ребенок нужны не инспектору ДПС, а исключительно им самим.

Ну и еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Несертифицированные детские кресла могут быть опаснее их отсутствия.

Конечно ни Правила дорожного движения, ни сотрудники ГИБДД не требуют, чтобы детское удерживающее устройство обязательно было сертифицировано. Рынок и его инструменты, к сожалению, тоже не преследуют цель обеспечить наличие на прилавках исключительно официально одобренной продукции. Поэтому у родителей появляется возможность и соблазн приобрести нечто, внешне напоминающее детское кресло, а по сути являющееся лишь его имитацией. Максимум, для чего оно может быть полезно — снять вопросы со стороны ГИБДД. Но в случае аварии оно с большой долей вероятности не только не защитит, а еще и усугубит последствия для маленького пассажира своими осколками или элементами, причинив ему травмы и повреждения. Поэтому Госавтоинспекция настоятельно рекомендует приобретать исключительно сертифицированную и качественную продукцию. Соответствующий документ продавец обязан предоставить по первому требованию.

Категорически не советуем использовать так называемые всевозможные адаптеры ремня безопасности. Эти простейшие, копеечные устройства, состоящие из куска ткани и пары кнопок, сводят между собой поясную и диагональную ветви ремня безопасности, обеспечивая, как предполагается, более оптимальное положение ремня на теле низкорослого ребенка — диагональная ветвь в этом случае ложится не на шею, а на грудь. Однако в этом случае поднимается поясная ветвь и вместо того, чтобы лежать на тазовой кости, перемещается на живот. В случае аварии, или даже резкого торможения она может травмировать внутренние органы ребенка. К сожалению, гонясь за прибылью, производители об этом умалчивают. Поэтому данные приспособления ничего кроме вреда и дополнительного неудобства маленькому пассажиру принести не могут. Это было доказано по результатам специальных испытаний.

Если нет никакой возможности использовать детское кресло, то уж лучше пристегните малыша взрослым ремнем без каких-либо дополнительных приспособлений.

Где разместить ребенка в автомобиле с соблюдением всех вышеуказанных требований, конечно решать родителям. Но и здесь можно дать несколько советов.

Для пятиместного автомобиля существует 4 варианта посадки пассажиров. Конечно сложно отдать предпочтение одному из них и сказать однозначно, что то или иное место даёт абсолютную защиту. Но все же попробуем определить самое безопасное сидение.

Пассажирское сидение рядом с водителем. Всегда считалось, что сидеть рядом с водителем опаснее всего. У переднего пассажира не было защиты, поэтому он получал самые тяжелые травмы. В современных автомобилях ситуация улучшилась, появились подушки безопасности и другие системы защиты. Но для ребенка впереди не самое лучшее место. Тем более, что при установке детского кресла подушка безопасности должна быть отключена.

Место сзади переднего пассажира (по диагонали с водителем). Это место используется для посадки детей чаще всего, потому что меньше всего подвержено деформации при ударе сбоку (удар обычно с левой стороны).

Место за водителем. При лобовом столкновении это место также может обеспечить должную защиту. А вот при боковых – не всегда.

Место сзади посредине. Последние исследования показали, что данное место наиболее безопасно не только для детей, но и для других пассажиров. Минимальная вероятность получить травму при боковых ударах и лоб в лоб. Но только при условии использования полноценного ремня безопасности или детского удерживающего устройства.

Особенно хочется обратить внимание, что ни в коем случае нельзя перевозить детей на руках или на коленях. В том числе, если взрослый пристегивает себя и ребенка одним ремнем. В этих случаях при аварии взрослый человек просто убивает ребенка своим весом. Многочисленные краш-тесты подтверждают это.

Ну и последнее, пожалуйста, помните, что личный пример – лучший метод воспитания детей. Именно поэтому родителям важно самим соблюдать Правила дорожного движения. Тогда они смогут значительно снизить вероятность возникновения опасной ситуации на дороге как для себя, так и для ребенка либо снизить тяжесть последствий при ДТП.

Берегите себя и своих близких, не нарушайте Правила дорожного движения.