Как спастись от летних ос в ноябре?

Как спастись от летних ос в ноябре?

16 марта на малой сцене Калужского областного драматического театра состоялось необычное действо. Комедия в одном действии с заковыристым названием «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Ивана Вырыпаева, возможно, комедией вовсе и не является. Минимум декораций, основными из которых являются свет и тень, оставляет достаточно простора для актерской игры, а уж она быстро перемешивает все жанры в странный коктейль без названия.

В пластической реализации полубезумной истории участвуют всего три актера. Зоя Останина, Александр Панов и Никита  Левин, хочется думать, следуют указаниям режиссера Ксении Самодуровой, но в то же время очень надеешься, что все произносимые слова – сиюминутный плод фантазии действующих лиц и исполнителей. Каждый из героев подписан – сзади на воротнике висит бирка, на которой обозначено его имя. Актеры всячески акцентируют внимание на этих бирках, чтобы начертанные на них имена наверняка запомнились. Но это не пригодится зрителю, как бы он ни старался. Спектакль повествует совсем о других людях и о ничтожных событиях в их жизни, помогающих, впрочем, вынести на обсуждение весьма серьезные вопросы. И все это – в сюрреалистичной атмосфере, придуманной сценографом Алевтиной Ляпуновой.

По ходу действа неоднократно упоминается, что персонажи изрядно обкурились, и «то были необычные сигареты». Это обстоятельство могло стать чудесным поводом, чтобы обыграть на сцене все, что угодно, любую самую животрепещущую тему. С «обкурившихся», как говорится, взятки гладки.

Постановка осуществлена силами дипломников столичных театральных вузов и представляет собой хитроумную ловушку. В историю нужно окунуться несколько раз, причем восприятие наверняка будет меняться, как неизбежно изменится и игра актеров… Если вы не сойдете с ума, вы получите ответы на самые интересные в жизни вопросы: каков Бог, мужчина выбирает женщину или женщина мужчину, что произойдет, если слишком долго вслушиваться в шум дождя, и, наконец, почему летние осы кусают нас даже в ноябре?

Беда журналиста в том, что в его распоряжении нет столько времени. Писать о спектакле, просмотренном десяток раз, – непозволительная роскошь. Поэтому, наряду с героями, добровольно подвергая себя атакам летних ос, пока приходится довольствоваться догадками и робкими прогнозами.

Некоего дополнительного сюрреализма постановке добавила и та ситуация, что на Театральной площади в это время шло городское мероприятие, посвященное пятой годовщине присоединения Крыма к России. Звуки концерта настойчивым фоном доносились и пульсировали вокруг малой сцены, добавляя ощущение близости параллельного мира, которому безразлично то, что происходит в этот момент театре, но и героев пьесы абсолютно не интересует то, что происходит снаружи. Этот факт, разумеется, добавил интриги постановке, но только в данный день. Премьера прошла со свойственной ей загадочностью и многозначностью. И, кто знает, вполне вероятно, что последующие встречи с этим произведением приобретут совсем иную тональность. Так же совершенно случайно.

Сергей ГРИШУНОВ
Фото С. Гришунова