Как живет любительский театр и ради чего выходят на сцену его актеры

Беседуем с режиссером Натальей Грибановой 

В зале Инновационного культурного центра был аншлаг. Зрители стояли в проходах, чтобы увидеть премьеру – спектакль «Просто АПЧе!» театра «Открытые двери». Много знакомых лиц на сцене. На экране – титры, как в старом кино: название, действующие лица и исполнители. 

Действие живое и динамичное, одна чеховская история сменяет другую, как в калейдоскопе: «Дачники», «Жених», «Загадочная натура», «Беседа пьяного с трезвым чертом»… В каждой миниатюре кто-нибудь выразительно чихает: «Апче!» Ранние рассказы Антона Чехова – благодатный материал для постановки. Здесь уместны и некоторая избыточность жестов, и нарочито «театральные» интонации. Публика реагирует тепло – в зале смех и аплодисменты. Спектакль еще раз покажут в ИКЦ 29 марта. 

– Честно говоря, мы избалованы зрительским вниманием, – говорит Наталья Грибанова. – И это очень приятно. Конечно, бывало, что мы не собирали зал, но очень редко. 

И получился театр…

– В советское время самодеятельных театров было очень много – в каждом клубе и доме культуры, – рассказывает Наталья Грибанова. – Областной фестиваль народных театров продолжался целую неделю, спектакли шли на всех городских площадках. Роман Соколов проводил лаборатории для режиссеров. С перестройкой все это ушло, а сейчас движение самодеятельных театров возрождается, причем не только в России, но и в мире. Мы с коллегами часто общаемся в зуме, встречаемся лично на театральных лабораториях и фестивалях. 

Наталья Грибанова в 1982 году окончила Калужское культурно-просветительное училище. Тонкости режиссерской профессии постигала под руководством Татьяны Николаевны Буренковой. История театра «Открытые двери» началась в 1994 году в Народном доме. 

– Меня пригласили позаниматься с подростками в летнем детском лагере, – рассказывает Наталья Валентиновна. – Я преподавала им актерское мастерство, грим. Смена закончилась, все разъехались. А в сентябре мне позвонили из творческого молодежного объединения и уговорили продолжить работу: «Ребята приходят, хотят заниматься дальше». Я думала, что проведу одно-два занятия и на этом все закончится. Но интерес к актерскому мастерству у подростков только возрастал. Так получился театр. Название пришло мне в голову благодаря народному артисту Игорю Ясуловичу. Он рассказывал в телепередаче о своем домашнем театре. Прозвучала фраза: «Двери нашего театра всегда открыты». И я решила, что именно так – «Открытые двери» – назову свой недавно родившийся театр.

Наталья Валентиновна хорошо помнит первый спектакль «Бензоколонка». Пьесу драматурга Ивана Радоева привез в Калугу из Болгарии ее однокурсник. Спектакль понравился зрителям и стал талисманом театра: он шел на сцене несколько лет, участвовал в конкурсах. 

У театра «Открытые двери» никогда не было собственного помещения: 10 лет он находился в стенах МЭШДОМ (Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи), 5 лет – в ДК «Силикатный». Недавно театр переехал в Дом народного творчества и кино «Центральный». 

– В разные годы в нашей труппе бывало от 12–15 до 30 артистов. В ИКЦ на сцену вышли 23 человека – это все, с кем я сейчас работаю. После премьеры к нам присоединились новые участники. Есть и те, кто пришел еще школьником и играет до сих пор. Артисты разных лет приводят в театр и студию «Потому что» своих детей и даже внуков. 

Наталья Грибанова никогда не ставила перед собой цель вырастить профессионалов сцены из своих студийцев и самодеятельных артистов, но иногда это случается. Ученики Натальи Валентиновны поступают в театральные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, становятся профессиональными актерами и режиссерами. Среди них – Юлия Мялькина, Мария Кривенкова, Анастасия Кравченко, Алексей Баньков, Маргарита Веретенникова, Евгений Фокин, Карина Мостовая, Вадим Иванов.

За 27 лет в театре сложились традиции. Перед выходом на сцену артисты делают селфи, берутся за руки и говорят: «С Богом!» Вместе встречают старый Новый год – с песнями и гаданиями, поздравляют с 23 февраля и 8 Марта мужскую и женскую части коллектива, отмечают премьеры. 

Жесткий «разбор полетов» Наталья Валентиновна никогда не устраивает, но и хвалит сдержанно.

– Если я сказала: «хорошо, но…», артисты прекрасно понимают, что получилось не очень и нужно по-другому.

В работе – не меньше двух спектаклей

Важно задействовать в постановках всю труппу, поэтому в работе у режиссера не меньше двух спектаклей одновременно. Премьера «Просто АПЧе!» родилась из другой постановки по рассказам Чехова – «Шуточки», поставленной в 2005 году. В новый спектакль вошли четыре истории, особенно любимые актерами. Сказка «Соловей» в репертуаре театра уже 13 лет. Спектакль-концерт «Пятое время жизни» несколько лет собирал полные залы. Недавно восстановили полюбившуюся зрителям постановку «Мишель». 

Сейчас артисты и режиссер работают над «Цветочной сказкой». Это спектакль для детей, с песнями, танцами, любовной историей и счастливым концом. Действие происходит в цветочном королевстве, то есть на клумбе. Красивые костюмы для спектакля придумала художник-декоратор Виктория Семихова. С театром «Открытые двери» по-дружески сотрудничает и художник по костюмам Калужского драматического театра Оксана Богданович. С подбором музыки и созданием видеоряда безвозмездно помогают друзья.

– Для большинства спектаклей мы сами придумываем и делаем костюмы и декорации, а материалы и реквизит закупаем на собственные средства. Очень выручают магазины секонд-хенд. Самые дорогие – исторические спектакли. Стараемся как можно ближе соответствовать стилистике времени в костюмах, подобрать соответствующие аксессуары, реквизит – например, бокалы определенной формы. На постановку пушкинских «Маленьких трагедий» я получила стипендию Союза театральных деятелей, но затраты превысили ее втрое. 

Приходят на «деревянных» ногах 

В театр «Открытые двери» принимают всех, без отбора и прослушивания. Иногда будущие артисты даже подходят к Наталье Валентиновне на улице, просят принять в труппу. У одних душа требует творческого самовыражения, у других более «приземленные» задачи – научиться общаться с людьми, преодолеть свои комплексы и, самое главное, поверить в себя. 

– Года два назад я ехала в автобусе, и ко мне обратился молодой человек: «Извините, вас зовут Наталья Валентиновна? – Да. – Я был у вас в театральном лагере. Спасибо вам большое, вы мне помогли тогда понять. – Что понять? – Всё». Я так и не вспомнила этого молодого человека, ведь прошло много лет. Но это дорогого стоит. Значит, в нем благодаря нашим занятиям что-то изменилось, и это важно. 

Любительский театр – серьезное дело, которое требует времени и самоотдачи. Репетиции бывают ежедневно, кроме пятницы и выходных, каждый артист участвует как минимум в двух. На общих репетициях изучают актерское мастерство. Новички быстро усваивают основные понятия: мизансцена, ракурс, кулиса. Учатся выстраивать внутреннюю логику каждого действия, использовать в работе над ролью свой жизненный опыт. При формировании репертуара Наталья Валентиновна не делает скидку на возможности актеров-любителей. Она уверена, что из каждого можно «достать» то, что нужно для роли. 

– Приходят люди совершенно неподготовленные, руки и ноги у них «деревянные». Начинаем с ними работать. Сразу же, как котят в воду, – в этюды. Разбираем, что правильно, а что нет. Артист должен уверенно и свободно чувствовать себя в декорациях. Иногда даю новичку какой-то предмет, чтобы руки были рабочие, живые. В обычной жизни многие не умеют громко говорить и смеяться. Мы этому учимся довольно долго, снимаем зажимы. Важно не думать о том, как ты выглядишь на сцене, а действовать, решать актерскую задачу. Бывает, что начинающие артисты уходят. Сильные духом и те, кто действительно хочет играть, – возвращаются и продолжают работать над собой.

Екатерина Шевелева. Фото из архива Натальи Грибановой