Камера! Мотор! Начали!

Как мы уже рассказывали в предыдущем номере газеты, недавно вышла в свет новая книга калужского писателя и журналиста Алексея Урусова «Тайны старой Калуги. История за кадром», посвященная советскому кино, снятому в нашем городе. Сегодня автор решил поделиться с читателями газеты частью забавных историй со съемочных площадок.

Без поцелуя в кадре

Короткометражный фантастический фильм «Золотые рыбки» (1981 г.) фантаст Кир Булычев назвал своей лучшей экранизацией.

Картину режиссера Александра Майорова снимали в Калуге.

Калужанка Наталья Руднева приняла участие в финальной массовой сцене.

– Помню, что было жарко, солнечно, поэтому в кадре все сощуренные, – вспоминает она. – Я там стою с таким смешным выражением лица, типа: «Ась, ась, что делается? Что делается?!» Очки явно сползают у меня на кончик носа, а я их пытаюсь, наморщив нос, снова надеть. Кручу головой во все стороны, чтобы всё увидеть и запомнить. Столько звезд-актеров было вокруг! Я была в восторге. Наверное, такая любопытствующая зрительница в первом ряду была на руку режиссеру.

Помню, что парень, который играл главного героя, несколько дублей подъезжал на машине. За спиной у него было несколько одинаковых рук, которые ему, по сюжету, от чистого сердца пожелали сразу несколько жителей городка (свою он потерял, спасая ребенка на пожаре). Потом он должен был поцеловаться с Татьяной Божок (по фильму продавщицей Зиночкой. – Прим. А. У.), и я очень хорошо запомнила, что она жутко стеснялась и испортила много дублей. Режиссер раздраженно ей все время говорил: «Ну хватит уже!» А она отвечала: «Столько людей! Я не могу». В итоге она наотрез отказалась целоваться. В фильме поцелуя так и не случилось. Герои в кадре просто неловко обнялись и пошли вместе.

Жаворонки для кинозвёзд

Советский кинофильм «Филёр» киностудии А. Довженко вышел на экраны в 1987 году.

На улице Воробьевской, у бывших Вашковских бань, снимался эпизод встречи старых друзей – героя фильма, преподавателя училища Петра Воробьева (актер Олег Янковский), и его друга Вани (актер Александр Абдулов). Кстати, Александр Гаврилович приехал в Калугу ради двухминутной роли, чтобы поддержать своего коллегу и закадычного друга по театру и кино.

– В марте еще морозило. Помню 22-е число – день прилета жаворонков, – вспоминает калужанка Марина Николаевна Зубова. – Снега не было. Его привозили на грузовиках. В одной простыне и шапочке Александр Абдулов напрочь отказался играть босиком выход из бани. Был даже целый скандал на площадке. Пришлось его уговаривать. Местные мужики, увидев известного актера, прибежали и принесли ему водки. Помощник режиссёра несколько раз приносила ему стопки и бутерброды. Женщины с улицы Подвойского окружили народного любимца и предложили растереть ему пятки, только тогда Александр Абдулов согласился ходить по тротуару босым. Сцену снимали с нескольких дублей. Актеры замерзли. Помню, я им испекла и принесла теплых жаворонков с горячим чаем. Олег Янковский меня обнял и поцеловал в щеку со словами: «Огромное вам спасибо!»

Как вспоминает Марина Зубова, у Вашковских бань музыканты исполняли цыганскую народную песню. Играли на гитарах без струн, озвучивали потом. Колоритных певцов с трудом разыскали по всей Калуге. В эпизоде фильма Воробьев все время старался накрыть своей шинелью разгоряченного после бани дорогого Ванечку-Абдулова.

Тирада Табакова

Осенью 1983 года в Калуге проходили съемки художественного кинофильма студии им. А. Довженко «Если можешь, прости…» Мелодраму по сценарию Виктора Мережко снял дебютировавший режиссер Александр Итыгилов.

Наиболее яркие сцены кинофильма снимались в нашем областном драматическом театре. Роль драматурга Степана Кузьмича Подорвы исполнил замечательный актер Олег Табаков.

Как вспоминает бывший директор Калужского облдрамтеатра Юрий Логвинов, сцены с его участием должны были занять чуть ли не четверть экранного времени. Проблема оказалась в том, что Олег Павлович в ту пору находился в Германии, где ставил спектакль в одном из театров. По дороге оттуда в Японию он обещал на три дня заглянуть в Калугу. Киногруппа напряженно готовилась к этим ответственным дням: прогоняли необходимые сцены, выставляли пробный свет, готовили надлежащий реквизит. И вот мэтр на съемочной площадке. Табаков и Никоненко расположились за кулисами. Перед ними на перевернутом ящике несколько бутылок шампанского. Их разговор становится все громче, появляется администратор (то есть Юрий Логвинов в его роли) и звенящим шепотом просит: «Тише, товарищи, ведь спектакль идет!» Но они не обращают внимания и продолжают виночерпие. Сценический круг в это время поворачивается, и герои оказываются на сцене перед зрителями…

Как оказалось, все пошло не по сценарию. Как только запенилась первая бутылка шампанского, Олег Табаков разра-зился целой тирадой: «Что за безобразие! Я же просил, чтобы шампанское было из лимонада…»

Оказалось, что народный артист в ту пору был «в завязке» и не пил ни капли спиртного. Процесс съемок был приостановлен. Пришлось сначала в кадре открывать игристое, а в следующем – разливать уже лимонад и употреблять его перед камерой.

Еще больше удивительных историй и уникальных фотографий о советском кино опубликованы в новой книге Алексей Урусова «Тайны старой Калуги. История за кадром». Приобрести книгу с автографом автора можно в Доме печати, улица Марата, 10.