«Каждую ночь мне снятся заявки», — калужский волонтер откровенно рассказала о своей работе

«Каждую ночь мне снятся заявки», — калужский волонтер откровенно рассказала о своей работе

С весны в нашем городе работают волонтёры, они доставляют лекарства и продукты одиноким и маломобильным людям. С какими трудностями сталкиваются добровольцы и как стать частью их команды?

О работе волонтеров рассказала Татьяна Щербина, сотрудник отдела добровольчества областного молодёжного центра, она и заявки принимает, и занимается доставкой необходимых продуктов.

Всегда на связи

– Почему вы решили стать волонтером?

– Это произошло еще пять лет назад, когда я училась на первом курсе в университете. Хотелось помогать людям, быть нужной. Мне это действительно нравится.

– Кто в основном обращается за помощью?

– В день поступает от 15 до 20 заявок. Первое время звонили не только пожилые люди, но и многодетные семьи. Ведь мы тогда еще и бесплатно развозили овощи. Очень часто к нам почему-то обращаются, когда не могут дозвониться до поликлиники, записаться на прием к врачу. Объясняем, что оказываем адресную помощь по доставке лекарств и продуктов. Сейчас в основном звонят одни и те же пожилые люди. Иногда выясняется, что к ним и так приходят социальные работники. Буквально на днях принимала заявку от пенсионерки. Оказалось, что она не одинока, живет вместе с сыном. Как она мне рассказала, он работает с утра до вечера, очень устает: «Вот я и не хочу его дергать!» Его ей жалко, а нас не жалко. То, что мы устаем, никто не видит. Многие не понимают, что волонтёрство не работа, мы занимаемся этим в свободное время.

На грани

– В каком состоянии находятся те, кто к вам обращается?

– В подавленном. С марта пожилые люди находятся на самоизоляции. Это тяжело. Бывает, по телефону устраивают истерики. Женщина в трубку кричала: «Врете вы, никакого коронавируса нет!» При этом я слышу, что она что-то швыряет то ли об стену, то ли об пол.

– Как вам удается справляться, успокоить человека?

– На линии дежурит психолог из центра социального обслуживания «Забота». Она и нас обучала, как в таких случаях общаться с людьми. Это помогаете. Но и у волонтеров, конечно, усталость дикая. Наверное, уже месяца два мне каждую ночь снятся заявки. Я во сне работаю на линии, разговариваю по телефону. Было несколько раз, что я разговаривала сама с собой во сне вслух. Меня будят: «Таня, сейчас только пять утра!»

В бой идёт молодёжь

– Среди волонтёров в основном студенты?

– Возраст самый разный. В период первой волны было много тех, кому за тридцать. Они с радостью помогали. Но тогда все сидели дома на самоизоляции. У людей было больше свободного времени. Сейчас осталось из них несколько человек. А так, да, много молодежи, студентов. Рук не хватает. В колл-центрах работают практически только девушки.

– Как вы передаете заявки волонтёрам?

– У нас есть чат, я пишу: «Ребята, к нам поступила заявка по такому-то адресу, кто возьмет?» Если волонтеры в этом районе живут, они, конечно, ее принимают. И после работы или учебы заходят к пожилым. Бывает, что заявки накапливаются. Понедельник, 9:30 утра. У меня на руках уже восемь заявок. Адреса разбросаны по всей Калуге – и Секиотово, и Кубяка, и Северный. А добровольцы, как правило, все в центре проживают. Пришлось самой ехать. На всё у меня ушло четыре часа.

Скандалы и благодарность

– Звонящие не скандалят, что долго не выполняют их «заказ»?

– Да сплошь и рядом. Есть у нас одна интересная бабушка. Она обычно обращается с рецептами. В последний раз звонила в пятницу, в три часа дня. Мы ей объяснили, что волонтер не успеет сходить за рецептом в больницу, так как пятница – короткий день. Она в ответ: «Тогда чтобы в понедельник в 9 утра были у меня!» Пыталась ей объяснить, что мы помогаем в свободное от работы время. Она мне заявила: «Вы просто не хотите мне помогать!» К сожалению, иногда мы слышим, что должны, обязаны. Это, конечно, расстраивает.

– Люди делают какой-то спецзаказ? Например, просят им купить только козельское масло, мосальское молоко, или дедушка просит купить ему чекушку.

– Бывает. Как-то звонила женщина: «Мне нужен хлеб только такой фирмы! А то в прошлый раз купили, такой – и собаке не дашь!» По поводу алкоголя тоже был звонок. К нам обратилась бабушка, диктует стандартный список продуктов – яйца, хлеб, молоко. А потом говорит: «Знаете, завтра у меня день рождения, не могли бы вы мне бутылочку вина купить?»

– Как реагируют пожилые люди, когда вы к ним домой приходите?

– Одиноких стариков много. Большинство говорят спасибо. Многие чуть не плачут, когда приносишь продукты или лекарство. И шоколадки суют, и сладости какие-то пытаются с собой дать. Они очень благодарны. Это нас поддерживает, вдохновляет.

– Как стать волонтёром?

– Нужно зарегистрироваться на сайте мывместе2020.рф. После того как заявку одобрят, с добровольцем свяжутся.


НА ЗАМЕТКУ

Заявки на доставку продуктов и лекарства принимаются с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00 по телефону региональной «горячей линии» +7 (4842) 200 165, федеральной – 8 800 200 3411.


Елена ФРАНЦУЗОВА