Кибермошенники в режиме non-stop

Если у вас запрашивают конфиденциальную банковскую информацию – знайте, это обман

Компьютер, смартфон, планшет и другие гаджеты стали частью современной жизни. С их помощью добропорядочные граждане совершают дистанционную куплю-продажу, проводят финансовые и другие операции. В ногу со временем идут и разного рода киберпроходимцы, разводя граждан на деньги.


«У меня зазвонил телефон»

Жертвами телефонных мошенников часто становятся пожилые люди. Хотя обман легко удается и в отношении людей среднего возраста и даже молодежи. Схема работает в первую очередь за счет большого количества звонков. Даже если девять пользователей из десяти окажутся более внимательными и не попадутся на уловки, то десятый принесет мошенникам прибыль, считает временно исполняющий обязанности начальника отдела уголовного розыска УМВД России по городу Калуге, майор полиции Григорий Мурашкин.

Так, по его словам, распространение получила мошенническая схема с незаконным использованием подменных абонентских номеров используются номера банков и правоохранительных структур. Сначала звонок осуществляется якобы сотрудником банка, который информирует о попытке оформления неизвестным третьим лицом кредита в онлайн-банке. Далее злоумышленник убеждает гражданина в необходимости самостоятельно оформить кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита. Затем звонок поступает от «сотрудника правоохранительной структуры», который подтверждает слова мошенника, представившегося сотрудником банка.

– Идеальный способ защиты – прекратить разговор с собеседником, личность которого вызывает подозрение. Для предотвращения мошеннических действий не следует совершать операции по инструкциям, полученным в телефонном разговоре. В случае сомнений в добросовестности звонящего лучше завершить звонок и перезвонить по номеру телефона банка или мобильного оператора, в зависимости от того, кем представился звонящий. Следует также помнить, что ни сотрудники банка, ни другие третьи лица не могут запрашивать важную конфиденциальную информацию по телефону, в связи с чем звонки с соответствующей просьбой, вероятнее всего, являются мошенническими. Ни при каких условиях не сообщайте по телефону незнакомым лицам свои персональные данные, банковские реквизиты, пароли и коды подтверждения! – говорит он.


Весь мир – театр?

Человеком часто движет желание сэкономить, этим пользуются сетевые проходимцы. Они регулярно размещают товары на сайте объявлений по очень выгодной цене, которая может быть гораздо ниже средней рыночной. Единственным условием покупки является внесение небольшого аванса на карту. После получения предоплаты исчезает не только «продавец», но и объявление с сайта. Поэтому нужно быть очень внимательным, заказывая товары в новом магазине, который продает по «очень выгодным ценам». Очень часто наивные пользователи заказывают товар, внося предоплату, и в итоге не получают ни посылки, ни денег.

Если вы стали жертвой преступника, не стоит поддаваться панике. Вот памятка для такой ситуации: сначала следует заблокировать банковскую карту. Сделать это можно, обратившись к оператору контактного центра банка. Постарайтесь запомнить как можно больше информации о мошеннике: скриншоты, номера телефонов, адреса, которые сообщил злоумышленник. Вся эта информация существенно увеличит шансы на поимку преступников. Наконец, обратитесь в правоохранительные органы и составьте заявление. За время существования интернет-мошенничества правоохранительные органы значительно продвинулись в раскрытии таких дел.

Преступники ведут себя всё агрессивнее, и одна из возможностей им помешать – тщательно следить за своими действиями в интернете, соблюдать правила безопасности, отмечает Григорий Мурашкин.


Информация правит миром

«Мне и моим друзьям нередко звонят мошенники, представляясь сотрудниками различных банков. У них есть персональная информация, иногда потрясающе подробная. Мы пытались поддерживать разговор какое-то время, доходили до этапа выяснения жуликами данных карты, кодовых слов, CVC-кода и так далее. Мы знаем все эти схемы и не ведемся на них. Но просто послать и забыть не совсем правильный вариант. Раз этот «бизнес» существует, значит, кого-то удается развести на деньги. Пожилой или доверчивый человек может стать жертвой обманщиков. Есть способы борьбы с этими упырями, реальный шанс сделать так, чтобы они присели за свою деятельность вопрошает в соцсетях калужанка Надежда.

Надежда права, проигнорировать мошенника и положить трубку правильное действие, но явно недостаточное. Он позвонит более доверчивому человеку, который сообщит данные своей карты или перечислит нужную сумму. Лучшая защита от мошенников  это регулярное просвещение граждан.

На заседаниях советов ТОС, других общественных городских мероприятиях участковые уполномоченные полиции раздают памятки, рассказывают калужанам о случаях мошенничества, в том числе и дистанционного, а также способах борьбы с ним. Основные причины, по которым становятся возможными такие преступления, – чрезмерная доверчивость граждан и их малая осведомленность о технологиях и методах обеспечения безопасности. Однако большая часть мошеннических операций проводится по уже известным «лекалам», – констатирует майор полиции.


На мошенников установили «Мышеловку»

Кроме правоохранительных органов, проблему кибержульничества будет решать общественное движение «Общероссийский народный фронт», которое разработало и презентовало в качестве борьбы с этим социальным злом информационный ресурс под названием «Мышеловка».

По словам главы исполкома народного фронта в Калужской области Дмитрия Афанасьева, новая платформа позволит более эффективно помогать гражданам на местах в самозащите от финансового мошенничества. Новый сайт собирает и публикует данные о возможных угрозах со стороны мошенников. К работе «Мышеловки» привлечены волонтеры конкурса «Лидеры России», инициатива получила поддержку ассоциации развития финансовой грамотности. На платформе уже размещена и будет регулярно пополняться волонтерами библиотека алгоритмов по выявлению схем мошенничества, а также памятки и образцы документов, помогающие сократить ущерб от действий мошенников.

В ближайшее время к платформе получат доступ активисты, не только в центре, но и на местах. Они будут наполнять ее информацией о выявленных случаях мошенничества, предупреждать граждан об актуальных угрозах, а также помогать жертвам атак минимизировать их последствия, отметил он.


Основные схемы дистанционного мошенничества:

  • Случаи с родственниками

  • СМС-просьбы

  • Ошибочный перевод средств

  • Продажа имущества на интернет-сайтах


БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Эксперты раскрыли новый способ дистанционного обмана россиян. Это фишинг – вид интернет-мошенничества, когда злоумышленники пытаются получить конфиденциальную информацию пользователей: логин, пароль, данные банковской карты, для того чтобы заманить на поддельный сайт. Мошенники используют социальные сети, SMS или электронную почту, обещая большой заработок от инвестиций в проекты российских и зарубежных компаний. Среди брендов, которые используют злоумышленники, российские банки, компании нефтяной отрасли.


Александр Трусов

фото из соцсетей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *