Когда свет упал на матрицу. Фотопроекты молодых авторов отражают дух времени

В Калуге с 6 по 10 июля проходил XX Всероссийский фестиваль молодых фотографов. Он собрал больше 200 участников из разных городов России.


Калужане выступили достойно

Главной площадкой фестиваля третий год подряд становится Инновационный культурный центр. Здесь прошло больше 50 лекций, мастер-классов и круглых столов. Работала зона Touch&Try главного партнера проекта компании Leica Camera Russia. Всюду успеть было невозможно, поэтому организаторы предложили каждому участнику продумать свою личную программу, исходя из собственных интересов и потребностей.

В рамках фестиваля состоялись три выставки. В Калужском музее изобразительных искусств представили свои работы победители портфолио-ревю прошлогоднего конкурса. В Доме музыки развернулась ретроспективная экспозиция работ лауреатов за последние 10 лет. В ИКЦ открылась главная выставка XX Всероссийского фестиваля молодых фотографов с работами финалистов. Среди них калужане Анастасия Куренкова, Ольга Новикова и Мария Соколова. Все три проекта получили дипломы «Особая отметка жюри».

Из 1849 проектов жюри выбрало 102 фотопроекта и 19 фотокниг. Лауреатами стали 20 участников. Гран-при конкурса от Leica Camera Russia получила Ксения Иванова из Санкт-Петербурга за фотопроект «Страна души».

На фестивале прошел блиц-конкурс «Калуга молодая», посвященный 650-летию нашего города. Первое и второе места заняли Антон Князев и Мария Соколова из Калуги, третье – петербуржец Ярослав Булавин.

Рыбацкие будни

Один из лауреатов фестиваля – Иван Воробьев из города Бронницы Московской области. Жюри отметило его документальный проект «Донузлав».

– Этот проект я делал специально под формат конкурса: шесть фото и текст, – рассказывает Иван. – Фотограф развивается гораздо быстрее, когда у него есть формат. Это дает некие отправные точки, дисциплинирует, и работа в итоге получается более качественной.

Летом 2020 года я целый месяц работал на промысловом судне на озере Донузлав в Черноморском районе. Там много ферм, где разводят моллюсков, мидий и устриц. Мне было интересно снять фотопроект о жизни и работе матросов и рыбаков. Он получился живым и искренним, потому что я сам был одним из них.

Думаю, что всегда будет интересна документальная фотография, искренняя, настоящая. Не надо вмешиваться в изображение, которое получилось, когда свет упал на матрицу или на эмульсию пленки. Как зритель я люблю именно такие проекты.

Операция «Дефрагментация»

В этом году в конкурсе впервые участвовали фотокниги и «зины» (любительские малотиражные издания, от magazine – журнал). Их можно было полистать и рассмотреть в выставочном зале ИКЦ. Одним из лауреатов в этой номинации стала Яна Васильева из Краснодара. Жюри отметило ее фотокниги «Попкорн» и «Дефрагментация». Фотография – лишь часть творческих интересов Яны. Она создает скульптуры из железа и инсталляции, включая в них фотоработы.

Книга «Дефрагментация» упакована в белый мешочек из ткани, и к ней прилагается металлический стержень, который художница выковала в семейной кузне. По ее словам, это метафора рекламного щита и стрежень – его опора.

– Информационное поле давит на нас каждый день, и мы не можем от него освободиться, чтобы побыть один на один со своими мыслями и переживаниями, – говорит Яна. – Вы знакомы с процессом дефрагментации, который иногда запускают на компьютере, чтобы он работал быстрее. Я предлагаю зрителю запустить подобный процесс внутри себя.

Для меня важно сотворчество со зрителем, его взаимодействие с книгой. Поэтому страницы «Дефрагментации» не сшиты, не пронумерованы. Из 86 натюрмортов вы можете сложить свой собственный пазл.

Взгляд внутрь себя

Светлана Тарасова – известный фотохудожник, член Союза фотохудожников России. Родилась в Калуге, живёт и работает в разных городах России, много путешествует. Она участвует в Фестивале молодых фотохудожников с 2012 года, пять раз становилась его победителем, дважды получала Гран-при. Второй год подряд Светлана входит в жюри фестиваля.

– Светлана, по каким критериям вы отбирали финалистов?

– Это насмотренность, которая складывается годами. В работе обязательно должна быть визуальная эстетика, а еще – глубокое содержание: автор затрагивает какие-то важные вопросы, удивляет, цепляет. Когда ты смотришь множество работ, а потом закрываешь глаза, и какой-то образ всплывает у тебя в памяти – значит, работа сильная.

– Какие темы сегодня на пике популярности?

– Есть ощущение некоторой подавленности, что отражается в большом количестве работ на тему рефлексии, внутренних поисков. Мы видим, что очень мало работ лирических, поэтических, показывающих красоту мира, радость и романтику жизни, рассказывающих о героях; фотографий, вдохновляющих и дающих надежду. Все больше проектов актуальных, остросоциальных, на злобу дня. Эстетическая гармония, ценность фотографии как самостоятельного художественного произведения, мастерство автора при создании изображения теряют свою значимость. Фотография становится частью проекта, исследования, умопостроения на темы, часто надуманные, больше уходит в дизайн. При этом серии все чаще строятся по неким шаблонам, притом повторяющимся. Есть ощущение некоторого бессилия, что в целом отражает суть времени. А так хочется прийти на выставку, чтобы напитаться, испытать духовный и энергетический подъём.

– Что для вас важнее – замысел или техническое воплощение? Можно ли снять хорошее фото на мобильный телефон?

– Главную роль играет художественная ценность фотографии, ее сюжет, энергетика, отклик, который она вызывает в душе зрителя. Художественная фотография, как и любое произведение искусства, передает образ, то есть это всегда больше, чем то, что изображено. Технически очень легко снять фотографию хорошего качества, даже на телефон, и таких проектов очень много. Есть известные успешные фотографы, которые только на телефон и снимают. Гораздо сложнее придумать идею и найти свой авторский, не похожий на других почерк, потому что информации очень много, и этот непрекращающийся шум заглушает внутренний голос. Нужно быть внимательным к себе, выполнять какие-то техники, чтобы расчищать информационное и визуальное поле вокруг себя, для того чтобы глубже сосредоточиться на темах, которые действительно волнуют. Услышать себя – это самое сложное. А дальше идет процесс реализации идеи, и здесь важны и мастерство, и насмотренность, и духовная наполненность, и умение переключиться в творческий режим, когда пространство само тебя ведёт. Тогда в потоке случаются такие озарения, которые невозможно было даже представить. Ведь художественная фотография, та, которая действительно волнует и остаётся надолго в памяти, – это всегда больше того, что мы умеем. Это волшебство, но для того, чтобы оно случилось, нужно быть на него настроенным.

Екатерина ШЕВЕЛЁВА. Фото Антона Забродского