Колонка главного редактора: Лучше меньше, да лучше

Колонка главного редактора: Лучше меньше, да лучше

То, что на данную проблему был вынужден обратить внимание президент, неудивительно. Ещё несколько лет назад Общероссийский народный фронт провёл исследование, результаты которого оказались по-настоящему шокирующими. Оказывается, нагрузки российских школьников превосходят рабочую норму взрослых. Согласно исследованию ОНФ, она достигла 47 часов в неделю (это на 7 часов больше, чем у взрослых). Особо подчеркивалось, что 47 часов в неделю (в которые входят дополнительные занятия, секции и кружки) – это нагрузка не старшеклассников, а учащихся младших классов.

Излишне говорить, что подобная перегрузка оказывает негативное влияние на физическое и психологическое состояние детей. Прибавьте сюда большой объем задаваемого домашнего задания. В итоге дети после школы элементарно не успевают отдохнуть и восстановить свои силы. У них появляется стойкое негативное отношение к учебному процессу. А выполнение домашних заданий превращается в профанацию. Дети либо списывают из интернета, либо задания за них делают родители.

Три года назад, после обнародования исследования ОНФ, поднялся большой шум. Все сразу вспомнили, что существуют нормы предельной нагрузки школьников. Если кто-то не в курсе, то во 2–3-м классах ученики должны тратить на выполнение «домашки» не больше 1,5 часа, в 4 – 5-м – 2 часа, в 6 – 8-м – до 2,5 часа и, наконец, в 9 – 11-м – до 3,5 часа. То есть нормы существуют, но в реальности они, конечно, не соблюдаются.

Интересно, что, не отрицая существования проблемы, чиновники советуют родителям все претензии адресовать администрациям школ. Мол, этот вопрос всецело в их компетенции и контроль нагрузки школьников должны осуществлять они. По моему мнению, это классическая попытка переложить проблему с больной головы на здоровую. Думаю, всем понятно: в том, что объем школьной программы постоянно увеличивается, виновата отнюдь не школа. Как и то, что инициативы о введении новых обязательных предметов в школы спускаются «сверху». Поэтому попытки чиновников от образования переложить ответственность на школы и педагогов выглядят некрасиво.

Возьмем те же контрольные и проверочные работы. Сегодня школьники буквально завалены ими. По информации «Российской газеты», наша страна лидирует в мире по частоте проведения проверочных и контрольных работ. Как только президент обратил внимание на эту проблему, Рособрнадзор тут же отрапортовал, что еще в августе разослал в регионы рекомендации по оптимизации числа контрольных. Что же, посмотрим, изменится ли к лучшему ситуация после этого. По крайней мере, есть надежда, что после прямого президентского поручения чиновникам не удастся «замылить» эту проблему и она наконец-то будет решена.

Анри Амбарцумян