«Колёса диктуют вагонные»

Как западные санкции помогли инновационному предприятию увеличить рынок и чем калужане удивили ОАО «РЖД»

Помните из школьной программы повесть писателя Лескова о тульском Левше, который «аглицкую» блоху подковал? Это мерило мастерства русских умельцев в прошлом и настоящем. На этот раз талантам калужского самородка, который изобрел уникальное минеральное покрытие, удивляться пришлось немецким технологам. Многочисленные тестирования чудо-покрытия в германском федеральном институте исследований материалов показали отменную износостойкость деталей, что во много раз увеличивало их прочность. Ни дать ни взять – революция в мировом металловедении!

«Колоссаль, фантастиш», – качали головами немецкие спецы, ознакомившись с лабораторными результатами.  Было это 22 года назад. Разработка давно запатентована, успешно используется, обеспечивая новыми видами износостойких покрытий российские предприятия машиностроения, судостроения, энергетики. На очереди – применение минерального покрытия в инфраструктуре «РЖД».

Наш собеседник – генеральный директор НПО «Геоэнергетика» Станислав Кислов.

Родом из Калуги

– Пару лет назад мы писали о чудодейственном минеральном покрытии, его создатель – ваш отец, Валентин Кислов, коренной калужанин. Данную технологию специалисты федерального инновационного центра «Сколково» называют уникальной.

– Действительно, его разработка до сих пор не имеет аналога в мире. Кстати, Валентин Григорьевич своим открытием положил начало работе НПО. Корни исследований по возможности нанесения минеральных покрытий на детали пар трения уходят в советское время, когда он работал в лаборатории Калужского турбинного завода. Изучал работы русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, который описывал способность минералов делать металл прочнее и устойчивее к износу. На основе проб и ошибок Валентин Кислов создал минеральные покрытия, которые можно наносить практически на любые поверхности деталей – пар трения.

– Сейчас, как я понимаю, предприятие встало на ноги, находится в самостоятельном плавании?

– Да, у нас устойчивое финансовое положение. Многие разработки находят применение в различных отраслях российской экономики.

– А как же международные санкции?

– Основные наши заказчики – крупные заводы. В условиях экономических санкций Запада они предпочитают не покупать по импорту новые детали, а делать на нашей базе уже имеющиеся более износоустойчивыми. То есть, как ни парадоксально, западные санкции нам помогают увеличить рынок. Этому также способствует современная машиностроительная база – многоцелевые центры с ЧПУ, опытный инженерно-технический персонал, квалифицированные рабочие. Все это позволяет комплексно решать поставленные задачи.

Бросок на Восток

– Недавно в российской новостной ленте промелькнуло сообщение о том, что ваше предприятие в конце прошлого года участвовало в конкурсе ОАО «Российские железные дороги» по использованию износостойких покрытий для колесных пар и железнодорожных рельсов.

Каков результат?

– Еще до пандемии коронавируса «РЖД» объявили такой запрос. Дело в том, что на крутоизогнутых участках пути, так называемых кривых малого радиуса, происходит интенсивное изнашивание рельсов. Например, на Забайкальской железной дороге. Сейчас вся логистика с запада повернулась на восток, а значит, резко возросла нагрузка на рельсы. На запрос откликнулись пять российских компаний, в том числе наша. Рассматривали интересные инновационные технологии, но только наша показала высокую износостойкость колесных пар и отсутствие негативного влияния на рельс. Это является принципиальным вопросом для «РЖД», потому что известная поговорка «Одно лечим, а другое калечим» в данном случае абсолютно неприемлема. Это подтвердили результаты испытаний в лаборатории НИИ железнодорожного транспорта. Не скажу, что все шло ровно и гладко. Технология минеральных покрытий является инновационной, но у предприятия на тот момент не было большого финансового оборота, поэтому по ряду показателей наша фирма к участию сначала не подходила. Но в составе объединения, куда мы входим, есть АО «Калужский завод энергетического машиностроения», которое выполняет крупные заказы по изготовлению деталей энергетического оборудования. Получился эффект синергии, что позволило выйти на конкурс и совместно победить.

– На чьей базе будет организован процесс нанесения минерального покрытия MICOTECH?

– Оборудование планируется разместить либо в самих ремонтных железнодорожных мастерских, либо в непосредственной близости к ним. В декабре прошлого года мы прошли утверждение на грантовом комитете, с января 2023-го приступили к началу трехлетнего проекта. Время нанесения покрытия на одну колесную пару – примерно полчаса.

 – Почему этот проект считаете важным?

– Износостойкость колесной пары влияет на себестоимость перевозок грузов, а потом все отражается на тарифах, наценках. Оптимизируя данные издержки, мы помогаем снижать себестоимость железнодорожных тарифов.

На бизнес-форуме заметили

– В начале февраля в Калуге проходил бизнес-форум «Механизмы поддержки высокотехнологичного бизнеса». На нем АО «КЗАЭМ» вручили Благодарственное письмо Агентства инновационного развития как пилотному проекту по данному направлению в Калужской области. Вы рады такой оценке проекта?

– Конечно, потому что АИРКО помогало и оказывало квалифицированную консультативную поддержку на стадии подготовки документов. А это очень непростая задача, отмечу это как действующий получатель гранта. К сожалению, путь от оформления документов до практической реализации проекта непростой: много ведомственной волокиты, согласований. Пресловутый административный ресурс, как бы его ни ругали, в данном случае просто необходим. Рассчитываю и в дальнейшем на конструктивную работу с агентствами по развитию бизнеса и инновационного развития, министерством экономики, а также региональной Торгово-промышленной палатой. Все они оказывают огромную помощь в реализации подобных проектов.

– Каковы дальнейшие планы?

– Достижение поставленных целей и реализация этого непростого, но очень интересного проекта. В любом случае уверен, инновационный путь развития –

наше будущее. Чтобы быстрее претворить его в жизнь, нужно ломать ситуацию, когда государственный сектор не генерирует спрос на инновации. По моей информации, несколько компаний из нашего региона также начали проработку грантовых проектов по данной программе. Желаю им всем удачи, так как победы в подобных конкурсах помогают создавать новые рабочие места и поддерживать статус нашей области как региона с высоким инновационным рейтингом.

Александр ТРУСОВ

Фото из архива НПО «Геоэнергетика»