Молодой калужский инженер Дмитрий Бабенко за три месяца изготовил копию легкого танка времен СССР
Кто из мальчишек не мечтал в детстве водить полки против Наполеона! Или рубить закованных в железо тевтонских рыцарей на Чудском озере. А кто с криком «ура!» не гонял «немцев» с соседнего двора? Наверняка таких нет. Но и взрослым военно-исторические игры, как показывает жизнь, не чужды. Дмитрию Бабенко, например. Ему 31 год, окончил 28-ю среднюю школу, затем – филиал МГТУ имени Баумана по специальности «инженер-конструктор», работает на одном из иностранных заводов фармацевтического кластера.
Между тем Дмитрий по выходным буквально днюет и ночует в клубе военно-исторической реконструкции «Батальонъ», а вечерами в гараже родителей восстанавливает старую автомототехнику.
«ЗАВЕЛ – ПОЕХАЛ»
Знакомство с Дмитрием состоялось во время недавнего грандиозного фестиваля исторической реконструкции «Калуга сквозь века». На площадке в Центральном парке культуры и отдыха в форме поручика Русской императорской армии он вместе с подразделением солдат готовился к встрече царя-батюшки Николая II, который приезжал в Калугу, чтобы напутствовать солдат и офицеров калужского гарнизона, отправлявшихся на Русско-японскую войну.
– На кар-р-а-ул! – кричит ладный молодой офицер с шашкой наголо, как теперь говорят, человек, похожий на Дмитрия Бабенко, увидев подъезжающий автомобиль с русским императором.
Он говорит, что участие в реконструкциях по Первой и Второй мировым войнам – его конек. Однако случались погружения во времена куда более древние. Например, Великое стояние на Угре, где Дмитрий вместе с другими «батальонцами» участвовал в инсценировке сцен единоборства русских и татарских всадников, одетых в тяжелые латы и кольчуги.
«Реконструкция – это, безусловно, отражение истории. Если с Великой Отечественной войной для нас все более или менее ясно, то некоторые другие исторические периоды вызывают яростные споры. Одним из самых спорных моментов является Гражданская война 1918–1922 годов. Иногда кажется, что та война не закончилась, а продолжается в умах некоторых людей. Но мы свою задачу видим как раз в примирении общества».
Читает много книг по истории техники, увлечен восстановлением автомобилей, мотоциклов военной поры, а также советского времени. Здесь ему нет равных в определении машин той поры, их конструктивных особенностей, технических характеристик. Одним словом, не человек, а ходячая техническая энциклопедия.
Глядя на старшего брата, и младший, Денис Бабенко, студент отделения сельхозмашин калужского филиала «Тимирязевки», тоже «заболел» ретротехникой. Теперь они вдвоем в свободное время восстанавливают в родительском гараже разные машины и агрегаты.
– Наша гордость – кабриолет на базе автомобиля ГАЗ-21 «Волга», который мы с братом довели до ума из хлама. Теперь на нем ежегодно выезжаем на выставку ретроавтомобилей, которая проходит на набережной Яченского водохранилища, – говорит он. — Собрали умельцы также редкую модель немецкого тяжелого мотоцикла времен Великой Отечественной войны. Кстати, он на ходу. Как говорится, завел – поехал.
ЧТО НАМ СТОИТ ТАНК ПОСТРОИТЬ
О желании администрации Малоярославца заполучить от Дмитрия Бабенко копию лёгкого танка 30-х годов прошлого века Т-26 нынешним летом ему сообщил кто-то из коллег по «Батальону». Благо в Малоярославце осведомлены о золотых руках калужанина. Речь шла о создании копии танка, которая будет установлена в парке Победы, причем с практической составляющей: на рабочих местах механика-водителя, заряжающего и командира запланирована установка компьютеров для детей с игрой Т-26 в World of Tanks.
«Историей и реконструкцией увлекся, познакомившись с одним из основоположников союза военно-исторических клубов «Батальонъ» историком Юрием Нефедовым. Это мой друг и единомышленник».
То есть ему как инженеру-конструктору предстояло рассчитать в первую очередь запас прочности всей будущей конструкции. В результате переговоров с братом, а затем и с администрацией, Дмитрий дал согласие и получил конкретное техническое задание на изготовлении копии этой боевой машины.
– Т-26 был основным танком Красной армии в предвоенный и первый период Второй мировой войны, он имел самое большое количество модификаций, 20 видов только серийного производства, не говоря о прототипах и бумажных проектах, – рассказал историю советской машины Дмитрий.
Чтобы точно воссоздать танк в натуральную величину, братья съездили в подмосковный музей военной техники Вадима Задорожного и сняли мерки с настоящего танка Т-26. Затем изготовили чертеж и приступили к работе.
«БРОНЯ КРЕПКА…»
Новость о том, что на открытой площадке в микрорайоне Турынино собирают настоящий танк, быстро облетела округу. Первыми зрителями стали вездесущие мальчишки, обсуждая, как шаг за шагом братья Бабенко создают макет машины.
– Металл время от времени докупали, некоторые детали заказывали целиком, поскольку в условиях гаража изготовить вручную их невозможно. Общий вес макета – почти две тонны, хотя старались минимизировать вес для перевозки в другой город. Кроме того, при увеличении веса растет нагрузка на все узлы, что чревато при эксплуатации макета в парке. Кстати, о нагрузке – на производственной площадке мы впятером влезали на танк. Убедились – машина хорошо усилена, есть серьезный запас прочности, это я как инженер-конструктор говорю. Да и металл не такой уж тонкий – от 3 до 5 миллиметров, – отмечает реконструктор.
Согласно заданию, братья установили макет орудия калибра 45 миллиметров, натянули гусеницы на траки, покрасили макет. В качестве грунта использовали специальную эмаль, затем наложили несколько слоев армейской краски, которой красят бронетранспортеры.
– Все равно за внешним видом нашего Т-26 нужно будет следить, обновляя время от времени покрытие макета. Даже военную технику раз в полгода красят, а что говорить о копии, которая круглогодично будет стоять под открытым небом! – утверждает он.
Александр ТРУСОВ. Фото из личного архива Дмитрия Бабенко