Кто остановит самокат?

Кто остановит самокат?

К концу летнего сезона пешеходы вздохнули.

Еще чуть-чуть, и электросамокаты уйдут на зимнюю парковку. Но проблема остается нерешенной.

О том, что противостояние между самокатчиками и пешеходами, к которым присоединяются и автомобилисты, все более обостряется, известно, наверное, всем без исключения. Потому что даже те, кто сегодня едет на самокате, завтра  могут оказаться под его колесами, когда будут просто идти по тротуару.

Запредельная скорость

В конце августа в Калуге произошло резонансное ДТП на улице Достоевского.  Самокатчик на «зебре» сбил мужчину, который переходил дорогу с дочками. Девочки чудом не пострадали, а мужчина обратился за помощью в БСМП. Виновник наезда, примерно лет тридцати, скрылся с места происшествия.

Несколькими неделями ранее на Кирова самокатчик попал под колеса автомобиля. Всего же за это лето только в Калуге 18 раз «водители» электросамокатов попадали в сводки ГИБДД. И год от года эта цифра становится больше, потому что популярность этого вида транспорта растет, а правовая основа, увы, не успевает подкрепляться новыми нормами.

Хотя объективности ради стоит отметить, что законодательство не стоит на месте и подстраивается под изменения на дорогах. Так, с 1 марта в России начали действовать изменения правил дорожного движения, согласно которым электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Скорость электросамокатов ограничили до 25 километров в час. Но легче от этого не стало.

Надо ли говорить, что такая скорость движения самоката для пешехода, идущего по тротуару около 5 км в час, просто запредельная. При столкновении с тяжеловесным аппаратом, обремененным даже не одним, а все чаще двумя пассажирами, сами понимаете, отделаться легким испугом мало кому удается.  А вот случаев с печальным исходом все больше. Не так давно в Москве под колесами СИМ погибла молодая женщина, сиротами остались две девочки. В Санкт-Петербурге ребенок скончался в больнице, попав под колеса самоката. Максимум, что грозит виновникам ДТП, – два года за непредумышленное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть человека. Что примечательно, все эти истории происходили не посередине дороги, а на пешеходном переходе или на тротуаре, где, по логике, пешеходы должны чувствовать себя наиболее защищенно.

Предполагается ответственность

На законодательном уровне понимают всю серьезность ситуации. На этой неделе в Госдуму внесен ряд инициатив, предусматривающих введение административной и уголовной ответственности для самокатчиков. Как написал председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале, количество таких ДТП с 2019 года увеличилось более чем в 40 раз.

– Если некоторое время назад это были отдельные случаи, то сейчас проблема приобрела массовый характер. Расширилась и география. В авариях страдают и водители самокатов, и пешеходы. Прежде всего дети и пожилые люди, – подчеркнул Вячеслав Володин.

Он добавил, что для решения этой проблемы предлагаются разные пути: как радикальные – полностью запретить прокат электросамокатов, так и более умеренные – например, ограничить их скорость или места пользования. Что примечательно, среди инициатив будет рассмотрена возможность дать право местным властям ограничивать использование СИМов.

Опыт и практика

На мой взгляд, идея с передачей полномочий по урегулированию движения самокатов на уровне регионов весьма удачная. Ведь в каждой области, в каждом городе разная плотность населения, свои архитектурные особенности улиц и тротуаров. И, конечно, на месте проще решить, где можно разрешить движение мобильного электротранспорта, а где стоит ограничить. Ну и штрафы за нарушения ограничений тоже стоит ввести.

Тем более в международной практике подобный опыт имеется. Например, в Сингапуре на электросамокатах можно передвигаться только по велодорожкам, которых крайне мало. При этом санкции для нарушителей достаточно серьезные: 2 тыс. сингапурских долларов ($1,4 тыс.) или до трех месяцев лишения свободы. В Нидерландах введен штраф 360 евро за езду на дорогах общего пользования и установлены жесткие требования к электросамокатам.  В Японии требуют наличия водительского удостоверения, а самокаты необходимо регистрировать в полиции и регулярно платить транспортный налог. Штраф за нарушение требований может достигать 50 тыс. иен ($450), в отдельных случаях предусмотрено и тюремное заключение до трех месяцев. В Париже с 1 сентября электросамокаты, особенно кикшеринговые, запрещены полностью.

Если говорить о самостоятельности российских регионов в этом вопросе, то можно привести в пример Санкт-Петербург. В центре города в сентябре впервые будет введен официальный запрет на использование электросамокатов. До 10 сентября передвижение на самокатах запретят на Адмиралтейской набережной. До конца сентября нельзя будет использовать средства индивидуальной мобильности на Дворцовой набережной. Запрет коснется не только арендованных, но и личных самокатов. Правда, штраф для нарушителей составит всего 500 руб.

В Калуге на майском заседании Городской Думы также поднимался вопрос об ограничении движения СИМ на определенных улицах. Вполне может быть, что депутаты вернутся к этому вопросу  в ближайшее время.

Ольга СМЫКОВА

Фото автора