Кто в ответе за транспортный коллапс в Калуге

Многие калужане дважды за последнее время столкнулись с проблемой, как вечером добраться с работы домой или же, наоборот, выехать из спального района в центр. И причина тому вовсе не разгулявшаяся стихия и пробки из-за снегопада, а «забастовка» перевозчиков.

Испытано на себе

Все прелести забастовки довелось почувствовать и мне. О том, что маршрутки на Правый берег после обеда не ходят, в первом случае мне рассказали соседи, они попросили узнать, что происходит. В соцсетях появлялись самые разные версии: от требования поднять цену за проезд (которую, к слову сказать, только повысили) до драк с пассажирами-безмасочниками. Но все оказалось не так. 

По информации Городской Управы, перевозчиков проверяла ГИБДД на наличие тахографов. Но пассажирам от этого было не легче, на остановках собирались огромные очереди. Через несколько дней ситуация повторилась, но в более жестком варианте. На рейс не вышло больше машин, несколько маршрутов, которые обслуживают частные перевозчики, оказались оголены. В тот четверг я тоже пришла на остановку и поняла, что попасть домой будет равнозначно экстриму: троллейбус и льготный 29-й автобус пассажиры брали штурмом. Пришлось возвращаться домой на такси. Таксисты тут же воспользовались ситуацией, и за поездку, которая обычно стоит около 180 рублей, мне пришлось отдать почти 500. 

Причина в тахографах?

На следующее утро входящие в маршрутку интересовались у водителя: сегодня они бастовать случайно не собираются? И получали ответ: «Как начальство прикажет». Самое интересное, что в первый раз руководители перевозчиков, которым дозванивались горожане, отвечали, что приказа не выезжать они никому не давали, дескать, все машины на рейсе. А второй раз отступать было некуда: возмущенные калужане жаловались в социальных сетях губернатору и градоначальнику, сопровождая комментарии фото- и видеофактами. И тогда частники признались, что намеренно вывели транспорт с маршрутов, поскольку на них якобы в очередной раз надавила ГИБДД с требованием установить тахографы. На самом деле это требование минтранса, причем предупредили предпринимателей о нововведении еще в 2019 году. 

В результате ситуацию вынужден был прокомментировать губернатор. Проблему и варианты ее решения он озвучил во время ежегодного отчета Городского Головы перед депутатами Городской Думы. Кстати, именно в этот день и случилась вторая «забастовка». 

– Сегодня три компании ушли с маршрутов. Обосновали это тем, что на них немножко надавила ГИБДД. До истины мы обязательно докопаемся: было это давление или не было этого давления. Этот вопрос для нас принципиально важен. Мы хотим, чтобы в городе транспорт ходил регулярно, в любое время, когда это предусмотрено графиком, или мы хотим каждый раз с одной ноги на другую перескакивать? В Обнинске, кстати, приняли правильное решение. Мы им помогли с инфраструктурным кредитом. В течение этого года практически полностью под муниципальное предприятие они заберут все маршруты. Нужно ли это делать в Калуге – решать вам. 

При этом губернатор отметил, что у Калуги есть хороший шанс уже в этом году начать процесс модернизации общественного транспорта:

«Чтобы таких удивительных случаев не происходило».

 Дмитрий Денисов на следующий день извинился за «забастовку» перед калужанами.

– Сразу несколько коммерческих перевозчиков не вывели свои машины на линию. Нарушили свои обязательства перед калужанами, грубо проигнорировали требования законодательства.

Совершенно неважно, чем руководствовались владельцы автотранспортных фирм, какие аргументы они называют. Тот, кто допускает настолько наплевательское отношение к интересам калужан, не имеет права работать в нашем городе.

Хочу извиниться перед всеми калужанами, которые вчера испытали огромные неудобства и не смогли комфортно добраться домой с работы. Свои выводы мы сделали. Виновные обязательно понесут наказание,

– обратился к жителям города Дмитрий Александрович.

Мы ждём перемен

В прошлом году в редакцию пришло письмо от жителей микрорайона Силикатный, в котором они говорили, что искренне завидуют жителям северного направления, куда пришли новые современные, комфортабельные автобусы, которые ходят по расписанию, не срывают графика и работают с утра до поздней ночи. Признаться, в день «забастовок» завидовали северному направлению не только жители Силикатного, но и жители Малинников, Ольговки, Правобережья. Кстати, после слов губернатора о модернизации многие, особенно на Правом берегу, надеются, что современные, комфортабельные и вместимые автобусы появятся не только на северных маршрутах. И думается, выгоду от этого получат не только пассажиры, но и город.

Как отметил в одном из комментариев к посту о «забастовке» в социальных сетях директор Управления калужского троллейбуса Вадим Витьков, УКТ обслуживает 24% городских маршрутов, частники – 76%. 

«При этом расклад по уплаченным налогам в 2021 году: УКТ – 250 млн руб., частники – 20 млн руб. Никто не против бизнеса. Но это не отменяет обязательств перед пассажирами, обязательств по соблюдению законодательства, уплаты налогов, на которые город живет, соблюдению контрактов – езды по расписанию, безналичной оплаты, езды в вечернее время и прочего. В противном случае это не бизнес – это хаос.

К муниципальному перевозчику немало вопросов, в том числе в части количества и качества транспорта. Но ему в голову бы не пришло не выйти на рейсы, оставив людей без возможности добираться на работу и домой»,

– написал Вадим Витьков.

На дворе второе десятилетие XXI века, а «забастовка» перевозчиков вышла в стиле 90-х. Тогда, правда, бастовали, потому что зарплаты по полгода не выплачивали, а тут – потому что «ГИБДД надавила», а по сути, проверила, как исполняется требование минтранса, направленное на безопасность пассажирских перевозок. Может быть, пришло время для перемен?

Ольга Смыкова. Фото автора и Анны Канашиной