Лев в квадрате: интервью с руководителем старейшего коллектива филармонии

Старейшим коллективом областной филармонии вот уже 50 лет руководит Лев по имени и по гороскопу

В 1971-м 26-летний амбициозный джазовый музыкант Лев Поливода из женского эстрадного ансамбля «Калужанка» и нескольких приглашённых инструменталистов сотворил вокально-инструментальный ансамбль, ставший в скором времени популярным в СССР под названием «Орион».

Накануне юбилейного концерта я попросил аудиенции у Льва Абрамовича на предмет воспоминаний. И, как всегда, Поливода со свойственным ему одесским юмором послал меня по волнам памяти: «Уж про нас писано-переписано, и тобою тоже. Всё есть в интернете. Приходи-ка лучше на концерт, послушай хороших песен!»

«Орионовские» голоса

Естественно, концерт, на который все билеты были распроданы за месяц вперёд, я посетил. Как можно пропустить такое событие?! Как всегда, была обворожительна джазовыми интонациями и душевна Нина Кощуг – талисман ансамбля. В очередной раз хлопал в ладоши неутомимому Павлу Селезнёву, совмещающему службу в филармоническом «Орионе» с работой в инновационном Jazzatov giga band. С превеликим удовольствием слушал Александра Рожкова – обладателя великолепного голоса. Впервые лицезрел молодого Артёма Рулёва – вполне на уровне. Отлично вписались в программу Анна Петрова и Екатерина Тысячнова. И просто улетел от вокала Елизаветы Слышкиной – финалистки популярного шоу-конкурса «Ну-ка, все вместе!», собирающего на телеканале «Россия-1» многомиллионную аудиторию. Да-да! Певцы и певицы в «Орионе», как и прежде, удивительные, неподражаемые! Все разные – со своим имиджем, интонациями, драйвовые, магнетические, но в едином «орионовском» стиле! Красиво и легко звучали двух-трёхголосные раскладки. Солисты менялись, а гитарист Дмитрий Яковлев и клавишник Влад Герман сцены не покидали. Все вместе звучали невероятно слаженно. Почти два часа концерта пролетели, как одна песня.

И, конечно, уйти от разговора Льву Абрамовичу не удалось. Журналист же я, в конце концов! Хотел задать главному юбиляру пару необременительных вопросов, а просидели в «орионовской» скромной филармонической гримерке, что на первом этаже, прямо за сценой, почти два часа, вспоминая моменты богатой артистической биографии коллектива. Поэтому разговор наш буду давать в нескольких номерах, с продолжением.

«Орионовская» школа

– Лев Абрамович, фамилия Поливода – польского происхождения, образована от аналогичного прозвища «Поливода», или «Паливода», что значит «человек отчаянный, на всё готовый». Наверное, поэтому уже в 26 лет стали руководителем серьёзного ВИА?

– Руководителем я стал в 19 лет. В 1962-м начал работать как музыкант на профессиональной сцене, а в 1964-м уже возглавил большой бэнд в Петрозаводске. В Калугу приехал с серьёзным опытом и именем. Ну, по крайней мере, я в этом был совершенно уверен (улыбается).

– Школу «Ориона» прошли многие талантливые инструменталисты-калужане: Владимир Шурыгин , к сожалению, рано ушедший, но за свои 20 с небольшим лет успевший обратить на себя внимание и столичных мэтров, и публики; гений барабанов Игорь Доценко, 25 лет отдавший «ДДТ»; гитарист-виртуоз Александр Мостовой; Дмитрий Галицкий, по сей день радующий публику своей «Синей птицей», Евгений Тимошенков, покоривший сердце Илоны Броневицкой, Давид Матюхин, уехавший на ПМЖ в Германию…

– В «Орионе» играли и пели не только калужане. В разные годы у нас работали и начинали свою творческую деятельность ставшие потом широко известными Константин Киселёв, Олег Ухналёв, Юрий Березин, Игорь Кашкин (ВИА «Поющие сердца»), Слава Бобков (русский шансон)… Каждый из них вносил что-то своё, неповторимое.

– Лев Абрамович, «Орион» всегда славился хорошими голосами. Кого из певцов-орионовцев можете выделить? Кто произвел на вас неизгладимое впечатление своими вокальными данными?

– Максим Гаврилов обладал уникальным мощнейшим, неповторимым голосом. Таких не было до него в Калуге. Нет и сейчас. К сожалению, Макс не смог совладать с реалиями окружающего мира. Был очень ранимым и впечатлительным парнем. Очень жаль, что так рано сгорел. Безумно жалко… Ничего я не мог поделать. Пытался спасать… Не удалось…

«Орионовский» принцип

– Вы «Лев в квадрате» – по имени и по гороскопу. С вами, наверное, сложно сработаться?

– Я добрый лев, в чем-то даже мягковатый. Терпеливый. Умею ладить с людьми. Наверное, это мой плюс. Стараюсь не замечать недостатков людских. Не иду на конфликт. Но с теми, кто пытается мою доброту использовать, расстаюсь. Преклоняюсь перед людьми, преданными профессии, теми, кто ставит во главу угла не деньги и популярность, а музыку. Таким считаю нашего гитариста Дмитрия Яковлева. Дима в коллективе с 1972-го. Уже 11 лет в «Орионе» клавишник, вокалист и аранжировщик Влад Герман.

– А есть ещё люди – я знаю – не музыканты, но имеющие непосредственное отношение к «Ориону», которых вы цените…

– Есть такие. Вот, например, твой коллега, журналист и главный редактор газеты «ВДВ» Владимир Маркин, сыгравший важную роль для нашего коллектива. В 80-х в Калуге они с Алексеем Лебедевым создали пацанскую группу «Оливер Твист», что-то наподобие «Ласкового мая». Именно оттуда к нам пришли Макс Гаврилов и Влад Герман. Лебедев уже давно работает у нас звукорежиссёром, а Маркин сотрудничает с нами как поэт-песенник. В концерте мы исполним песню «Небушко», которую они написали с Лёшой Лебедевым, а аранжировал её Влад Герман.

– У «Ориона», в отличие от «Поющих сердец», «Поющих гитар», «Синей птицы», «Самоцветов», не было ни одной пластинки, однако ансамбль котировался на всесоюзной эстраде в 70–80-х наряду со звёздными составами. Как вам удавалось собирать полные концертные залы и многотысячные стадионы?

– Во-первых, тогда этот жанр был очень популярным, и не в каждом городе были такие серьёзные ВИА. Во-вторых, нет ничего лучше сарафанного радио – впечатления от концертов передавались из уст в уста, видимо, мы нравились публике. Я всегда исповедую принцип: не важно, где мы выступаем – в маленьком селе, в зале областной филармонии, на стадионе, для двухсот человек или для десяти тысяч, – каждый концерт должен быть необычным и единственным.

Александр ФАЛАЛЕЕВ