Родитель, не навреди!

Родитель, не навреди!

Kaждый poдитeль пepeживaeт зa cвoeгo peбeнкa, нo нe вce знaют мepу

Ребенок – самый близкий, самый родной для своих родителей, ему хочется дать всё самое лучшее.

И поставили

на пьедестал…

– Наталья Викторовна, нередко можно встретить родителей с собственными планами на жизнь ребенка. Они требуют от маленького человека соответствия своим представлениям и ожиданиям, не учитывая потребностей его личности…

– Часто так поступают «самоотверженные» родители, которые ставят ребёнка на пьедестал, пытаются максимально подготовить его к будущей жизни и удовлетворить все его потребности, забывая о себе, и в конечном итоге теряют себя и загоняют ребёнка. Они «точно уверены», что их ребёнок должен учиться именно в этой школе, должен заниматься спортом по выбору родителей. К подростковому возрасту такой ребёнок понимает, что теперь он может отказаться от планов родителей на него. В лучшем случае прежним делом заниматься он не станет и выберет другую, интересную только ему деятельность. Подросток может отказаться вообще от любой деятельности и уйти в «забастовку». Если родители, вкладываясь в ребенка, долго нарушали психологическое благополучие, он может заболеть. Например, Юлия Липницкая подавала большие надежды в фигурном катании, но чрезмерные перегрузки, сильное психологическое давление… Она не выдержала и заболела анорексией.

Индивидуален и неповторим

– Некоторые родители, недополучившие чего-то в юные годы, усиленно пытаются наполнить этим жизнь ребёнка…

– Например, маме в детстве очень хотелось красиво одеваться, но не было возможности. И теперь она скупает красивые вещи и одевает дочь, а у дочки вкус другой, и ей не нравится выбор мамы, но её не спрашивают. Всегда надо помнить, что ребёнок – это другая личность, со своими интересами, потребностями, мечтами. Будьте честны с собой и милосердны к нему, осуществляйте свои мечты, а ребенку позвольте идти собственным путем. Помогите ему стать не вами, а собой.

– Как проявлять любовь к своим детям? Как помогать и не мешать?

– Прежде всего надо понять, что каждый человек индивидуален, неповторим, единственный такой во всем мире. Его генетический материал закладывается в момент зачатия, после слияния ядер мужской и женской половых клеток его родителей. В новой клетке содержится информация о белках организма, биохимических процессах, также уже заложены пол, группа крови, цвет глаз, таланты, способности.

– Согласны ли вы с высказыванием Марии Монтессори, итальянского врача и педагога, создавшего уникальную педагогическую систему, основанную на идее свободного воспитания: «Чтобы воспитать ребёнка, его надо знать, чтобы его знать, за ним надо наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу»?

– Российский психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская пишет: «Правда в том, что дети четко чувствуют то, что мы в них не принимаем. И с большой вероятностью то, чего вы в ребенке не принимаете, он вам и выдаст. Принятие ребенка со всеми его особенностями – это не про то, что нужно все всегда ему разрешать, со всем, что говорит, соглашаться, а про то, что мы должны принять ребёнка таким, какой он есть». Принять ребёнка и его особенности не значит отказаться от себя и общечеловеческих норм, а следует принять его выбор, его субъективность. Ребенок оказывается перед выбором – отстаивать себя, свои потребности, убеждения или отказаться от себя и угождать родителям.

Российский психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская предлагает снарядить своего ребёнка в будущий мир следующими ценными вещами:

  • Фундаментальные жизненные ценности

Какие ценности хотите видеть у своего ребёнка, когда он вырастет? Проранжируйте их по степени важности для вас.  Развивайте их, чтобы ребёнок четко понимал, что такое хорошо, а что такое плохо.

Воспитывая ребенка, проявляйте гибкость. За одно и то же можно пожурить или поддержать – все зависит от ситуации, мотива, состояния и возраста ребёнка. В современном мире следует обучить детей четырем компетенциям. Критическому мышлению – умению думать своей головой. Коммуникации – умению разговаривать и договариваться с разными людьми. Кооперации – способности согласовывать и действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Реальной креативности – сделать что-то, чего до него ещё никто не делал.

  • Опора на себя

Доверие к самому себе и уверенность в себе – это умение понимать, что самому нужно, умение признавать и добиваться этого.

Обращайте внимание на особенности и способности (таланты) ребёнка и помогайте их развивать. Обогащайте окружение ребёнка. Проявляйте интерес и уважение к его деятельности. Помогите ребёнку делать что-то лучше других, стать в этом деле мастером, сделать горизонтальную карьеру. Например, он лучше всех умеет вышивать, его работы могут стоить дорого, появятся ученики – это станет приносить ему доход в будущем и он сможет реализовать себя.

Развивая ребенка, наблюдайте за его психологическим состоянием (благополучием) и способностью выдерживать стресс и восстанавливаться после него. Это важнее, чем количество знаний или успешность в той или иной области.

  • Родительская поддержка

Выпуская ребёнка в большой мир, говорите о том, что естественно совершать ошибки. Ошибки – это показатель того, что он учится чему-то новому. Помогите своему ребенку сделать выводы и продолжать дело. Никакая ошибка не основание, чтобы мы его отвергли. Когда ребёнок делится неприятностями, спросите, какой помощи он ждет от вас. Обсудите, как самостоятельно выйти из трудной ситуации. Поддерживайте его, помогайте стойко переносить трудности. Например, когда малышу в больнице хотят сделать укол, а он прижимается к вам и плачет, можно сказать: «Чтобы ты выздоровел, надо сделать укол. Да, это больно, но я рядом с тобой и ты поправишься». Верьте в своего ребенка и всегда поддерживайте. Например, тетя Александра Чижевского очень боялась крыс, но, когда её племянник увлекся опытами с крысами, она надевала перчатки и убирала в их клетках (его мама рано умерла, через год после его рождения).

  • Свобода выбора, самостоятельность

Родители не смогут всегда быть рядом со своими детьми, это естественно. Находясь рядом с ребенком, учите его самостоятельности. Под свободой понимается жизнь в реальном мире. Как говорит советский, российский психолог Юлия Гипперрейтер, «ребёнку надо давать свободу и в то же время ставить определенные границы, но с пониманием. Жесткие границы закручивают гайки (убивают инициативу), мягкие границы балуют ребенка. Например, в семье требуют не обижать младшего, а старший обижает. Он моет руки и брызгает младшему в лицо. Что делать? Попытаться его понять и принять с этим переживанием, озвучив его, – в этот момент он смягчится и задумается. Принимая человека, но не его поступок, мы направляем: «Тебе хотелось сделать младшему неприятно. Но это нехорошо, и я бы хотела, чтобы ты этого не повторял».

Каждому ребенку важно, чтобы родители любили его безусловной любовью: «Я тебя люблю таким, какой ты есть. Твои поступки могут причинить мне боль или радость, но любить тебя я буду всегда». Американская писательница Перл Бак писала: «Дети, которых любят, становятся взрослыми, которые умеют любить».

Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ