Мамина школа

Трудно ли быть администратором педагогического коллектива и что значит хороший директор

Александру Колгану было чуть больше 30, когда  ему предложили возглавить школу. Это предложение он называет достойным вызовом, настоящим большим делом, когда от тебя многое зависит и ты в силах изменить что-то в лучшую сторону.

Не снижать планку

– Когда кто-то из родителей работает в школе, ребенок постоянно чувствует повышенную ответственность за свои действия, поступки и оценки. Он должен хорошо учиться, быть примером, участвовать во всех конкурсах, выступая за честь школы. Когда учитель требует от другого ученика, надо, чтобы и собственный ребенок соответствовал этой планке. И даже если ты делаешь все идеально, однажды на линейке, получая заслуженную грамоту, рискуешь услышать в спину: «Ну, понятно, у него же мама учительница…», – вспоминает годы учебы в школе Александр Колган. – Сложно снять с себя лейбл «сын директора школы». В этой ситуации можно перестать что-либо делать вообще, либо делать еще лучше.

Он признается, что к окончанию 11-го класса устал держать все время высокую планку и всерьез подумывал о том, чтобы не связывать свою жизнь со школой. И даже поступил в другой вуз, но, проучившись год, все же подал документы в педагогический и блестяще его окончил.

Смена имиджа

Село Стрельна находится в нескольких километрах от Сухиничей. Здесь в малокомплектной школе всего 49 учеников, большинство из них – городские. Каждое утро их привозят два школьных автобуса – из Сухиничей и окрестных поселений. Дети – частые победители и призеры соревнований и конкурсов разных уровней, сплоченный педагогический коллектив, родители активно включены в педагогический процесс. Но так было не всегда.

В том, что школа сегодня на слуху, безусловно, заслуга директора Татьяны Петровны Колган. Она родилась в Стрельне и после окончания пединститута вернулась в родное село, где в 1985 году для школы построили новое здание. Сначала работала воспитателем в интернате при школе, затем учителем, завучем, а в 1999-м стала директором.

– Если сравнить, какой мама приняла школу и каким стало учебное заведение, понимаешь: проделана колоссальная работа. Ситуация была действительно сложная: обвалилось крыльцо, из котельной пропал мотор, который отапливал здание, и было еще много других  материально-финансовых проблем.  В интернат направляли детей из разных уголков района, почти у каждого – своя непростая история. Порой в интернате ребятам было лучше, чем дома. Непонятно было, за что сначала браться, – рассказывает Александр о первых годах работы своей мамы директором школы. – Когда из рядового сотрудника становишься руководителем, надо правильно выстроить новый баланс – умело дистанцироваться и сохранить дружеское расположение своих теперь уже подчиненных, не разрушив при этом устоявшегося уклада.

Эти сложности Татьяна Петровна восприняла  как вызов, как возможность  для саморазвития. Планомерно решая проблему за проблемой, росла как профессионал.

Александр говорит, что это у них семейное – чувство личной ответственности за место, где живешь. Дед, Петр Спиридонович Простов, долгое время был председателем колхоза в Сухиничском районе. Его стараниями был организован автобусный маршрут, построена дорога, возведены двухэтажки, благоустроено  озеро – сделано многое.

Уважаемые коллеги

Последний год учебы в институте Александр работал в школе, преподавал историю и физкультуру, потом историю и философию в техникуме, после переезда в Калугу в 23-й школе работал психологом  и социальным педагогом, затем стал директором 47-й школы, а спустя два года – директором школы № 5 – словом, педагогический опыт у него разнонаправленный.

При первой же возможности он старается приехать на выходной в Стрельну. Получается не так часто, как хотелось бы: руководить большой школой – работа без выходных и праздников.

– Нельзя сказать, что наши встречи сейчас, когда на кухне встречаются два директора, неизменно превращаются в мини-педсовет. Школьные проблемы остаются в школе. Я с близкими не делюсь, хотя многие мои коллеги таким образом «разгружаются». Когда начинал работать в 47-й школе, консультировался. А в какой-то момент понял, что чаще мама стала спрашивать у меня совета.

– Как наставник Татьяна Петровна вам помогает?

– Как любая мама, она переживает за меня и радуется моим успехам. Но  никогда она не давала советов в стиле «делай, как я». Скорее, глядя на ее работу, я научился делать правильный выбор – просчитывать свои решения, как в шахматах, на несколько ходов вперед, не бояться сложных моментов. И, пожалуй, главное – принимать ответственность на себя.

Своим примером Татьяна Петровна дала сыну понимание деликатной работы с педагогическим коллективом: не обидеть человека и достичь желаемого результата – это высший менеджмент и возможность для коллектива двигаться вперед и расти.

Когда Александру Колгану предложили возглавить школу № 47 в поселке Куровской, сомнений, справится ли без административного опыта с таким ответственным делом, у него не было. Во время первого знакомства в новом коллективе он так и сказал: «Уважаемые коллеги! У нас все получится, несмотря на трудности, которые сейчас есть». Хотя, наверное, в тот момент до конца не понимал всей глубины этих проблем.

От точки кипения – к точке роста

Работа закипела. Новый директор четко понимал: ему надо сделать так, чтобы в школе детям было комфортно и интересно. Изучив район, сделал ставку на расположение рядом технопарка, с его возможностями по профориентации и сотрудничества в хозяйственной части.

Спустя два года планомерной работы жизнь школы наладилась – благоустроили территорию, провели внутренние работы в здании, обновили мебель и компьютеры, навели порядок в столовой, организовали новые секции, стали участниками проекта «Успех каждого ребенка», открыли медиалабораторию,  создали «живую» группу в соцсетях. Родительская общественность от жалоб перешла к сотрудничеству, педагогический коллектив почувствовал свою общность. Школа перестала быть «точкой кипения».

Эти два года, по мнению Александра Викторовича, пошли школе на пользу.

– Я до сих пор наблюдаю за успехами школы и рад за коллектив и детей, – признается он.

Вот уже два года он возглавляет прославленную 5-ю школу.

– Когда принимаешь такое серьезное решение – опасений быть не должно. Взял ответственность и сделал выбор – работай. А если работаешь – относись к делу грамотно.  Когда меня назначили директором 5-й школы, здесь было    740 учеников. Сейчас их 825. К нам идут.

«К нам» – это Александр Викторович уже про свою, пятую.  Главная сложность, с которой, по его словам, он столкнулся здесь – когда возглавляешь высококвалифицированный коллектив, надо быть компетентным в разных сферах. А значит, ты должен постоянно учиться. Быть лишь   администратором в школе категорически нельзя. Учителя – основной потенциал школы, который надо беречь.

Задач у директора прибавляется: надо выстраивать приоритеты, стараться делать так, чтобы не было стыдно за свою работу. Задача посильная для тех, кто видит широкие горизонты.

– Хороший директор – какой он? – спросила я у Александра Колгана в завершение нашего разговора.

– Априори он должен быть хорошим хозяйственником. Если в школе, например, не хватает мебели, а с потолка сыплется побелка – даже прекрасный учитель не сможет работать в таких условиях. Важно, чтобы руководитель четко видел направление развития школы,  вводил инновации, создавал  оптимальные условия для развития педагогов и воспитанников. К школе, в которой  хороший директор, дети относятся как к своей, родной, и гордятся, что учатся именно здесь.

– А ведь сейчас про маму говорите и про ее школу?

– Получается, что да, про ее школу.  И очень надеюсь, что и про свою.

 

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото Антона Забродского и из личного архива А. Колгана