Мир игры и мистики

В Инновационном культурном центре открылась выставка художественных кукол «Городок в табакерке»

Зритель попадает в волшебный мир детства, где как будто встретились все сказки сразу: «Городок в табакерке» и «Алиса в Стране чудес», «Гулливер» и «Черная курица, или Подземные жители». Здесь можно увидеть работы ведущих российских мастеров-кукольников.

Не только экспонаты, но и выставка в целом – стильное, филигранное произведение искусства. Ее пространство устроено так, что можно почувствовать себя обитателем кукольного домика или городка: с постеров на стенах смотрят большие глаза, гигантские куклы заглядывают сверху в лабиринт улиц, по которому ходят маленькие человечки. Подобно кэрроловской Алисе, посетитель ощущает себя то большим, то маленьким, включается в эту игру, на время забыв о делах и заботах реального мира.


ГЕРОИ ШЕКСПИРА И СКАЗОЧНЫЕ СУЩЕСТВА

Главные герои – уникальные авторские куклы, милые, а то и жутковатые, каждая со своим характером и настроением. Они совершенно самодостаточны, но их соседство не случайно и они каким-то неведомым образом взаимодействуют друг с другом.

Центральная композиция выставки – «Гигантесса»: большая прекрасная кукла с замысловатой прической, в кружевах и кринолине. У ее ног – множество крошечных человечков. Интересно, догадываются ли они о существовании «макромира» рядом с ними, в том же самом пространстве?

Кукол можно рассматривать очень долго, вглядываясь в выражение лиц и глаз, в мельчайшие детали костюмов. Каждая из них несет в себе иногда явные, а порой скрытые смыслы и символы. С куклами можно разговаривать, и истории, которые они расскажут зрителю, могут отличаться от того, что хотел сказать художник.

Не исключено, что персонажи неожиданно окажутся похожими на вас или на ваших знакомых, даже не внешне, а по сути. Тут есть босоногий наивный Моцарт, хитроватый добродушный портной, прелестная пастушка с овечкой. У «Итальянского ангела» на коленях лежит львенок: Венеция – святой Марк – лев. Необыкновенно точен образ шекспировского Макбета: корона закрывает глаза, в руках – окровавленный кинжал. Сильфида с прозрачными зелеными глазами и трепещущими от движения воздуха крылышками замерла у опустевшего оклада иконы и как будто оберегает место, где была святыня.


РОЖДЕНИЕ ОБРАЗА

— Кукольная тема для женщины очень органична, – считает куратор выставки художник Александра Худякова. – Работая с куклами, можно позволить себе быть хрупкой, тонкой, сентиментальной, веселой и даже глупой – как в детстве, когда нас не пугает социум, навязывающий свои рамки. Женщины и детство, на мой взгляд, очень связаны. Хотя среди художников-кукольников есть и мужчины – взрослые, иногда суровые и жесткие, но в глубине души это мальчишки, которые любят своих кукол, любят играть.

— Как возникают эти удивительные образы?

— Кукла всегда обращена к человеческому образу, в который художник может вложить какую-то свою идею или ассоциацию. Например, у меня была кукла, которая называлась «Сумерки», и в ней соединилось все: сельский вечер, музыка, звучавшая из соседнего окна, красота природы в лучах закатного солнца и мой восторг перед этой красотой. Бывает, что образ рождается из случайно проскользнувшей мысли, разговора, музыкальной фразы. Не всегда это можно описать словами.

— Есть много мистических историй, связанных с куклами. Приходилось ли вам сталкиваться с тем, чему нет рационального объяснения?

– Долгое время ничего подобного со мной не случалось, но теперь такие истории появились. Бывает, что куклы принимают на себя нашу боль. Однажды мне показалось, что я сломала палец, побежала в травмпункт. Совершенно неожиданно боль прошла, врач удивился моему визиту. Позже я пришла на выставку. Сотрудница галереи, увидев меня, заплакала и сказала: «Саша, у твоей куклы сломали палец». Это был тот же палец, который болел у меня!

— Легко ли вам расставаться с куклами, когда они уходят в частные коллекции?

– Как профессионал я к этому готова, но есть куклы, которые остаются со мной. На этой выставке вы увидите «Гамлета». Я решила, что не расстанусь с ним, поэтому подарила его своим родителям. Теперь он навсегда с нами, в нашей семье.

Организаторы выставки «Городок в табакерке» – секция художественной куклы Творческого союза художников России, творческое объединение Dollart.ru, галерея Елены Громовой и Инновационный культурный центр. Кураторы – Александра Худякова и Светлана Румянцева. Выставка продлится до 8 сентября.


Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото автора и Антона Забродского