Накануне Пасхи, главного христианского праздника, митрополит Калужский и Боровский Климент обратился к верующим с традиционным пасхальным посланием. Это послание отличалось от предыдущих, так как было посвящено не столько празднику, который православные будут отмечать в воскресенье, сколько событиям, происходящим сейчас в мире, в том числе — на границах России.
«Царства земные — от допотопных цивилизаций и прорабов Вавилонской башни до Римского владычества — все это замыслы гордых, о постыждении которых говорит псалмопевец (см. Пс. 118: 78). Все они враждуют против дарованной Христом духовной свободы, так или иначе стремясь подчинить человека своим преходящим ценностям. О них говорил Спаситель, предостерегая Своих учеников от губящих душу и тело более, чем от убивающих только тело (см. Мф. 10: 28). Прежде земные властители использовали жесткие идеологии и минимизировали доступную людям информацию. Теперь же, наоборот, они призывают к толерантности и вседозволенности в избытке информационных потоков, дезориентирующих человека, ввергающих его в апатию и безучастие к запросам духа, указывая ложные смыслы жизни.
Рим, истреблявший христиан, сжигавший и терзавший их в Колизее, породил жестокие и невероятно живучие в современном мире принципы. В свое время союзничество квиритов и сената Рима, обозначенное известной аббревиатурой, безапелляционно утверждало двойные стандарты (см. Деян. 22, 25—29) всюду, где ступала нога легионера. Так и сегодня западной демократией отрицается право других народов на альтернативное общественно-политическое развитие или культурное своеобразие.
Другой известный принцип «разделяй и властвуй» в изощренных формах используется лидерами западных стран, стремительно утрачивающих свою христианскую идентичность. Во исполнение этого совета отца лжи (см. Ин. 8, 44) начало XXI века ознаменовано «цветными» революциями, экстремизмом, религиозным радикализмом и братоубийственными войнами, настолько ожесточенными, что в наши дни человечество ощущает себя на грани последней мировой войны.
Нам не стоит поддаваться панике, помня, что смерть и все ее дела повержены Воскресением Христовым, что только праведность пребывает вечно (см. Пс. 111, 3). Будем молиться, чтобы, как некогда святому Константину Великому, Господь ниспослал «победу православным христианом на сопротивная» (тропарь Кресту). Пусть монограмма имени Христа, вознесенная этим императором Рима на свои знамена, вновь развенчает замыслы гордых и разрушит планы врага рода человеческого.
Празднуя Пасху Господню, оставим греховные дела, мысли и чувства, дадим нуждающимся свое внимание и помощь, объединимся верою во Христа и начнем проводить жизнь под защитой Честного Креста Господня. Пусть в эти дни вместе с радостью о Воскресении Спасителя нас вдохновляют слова, обращенные к императору Константину: «Сим побеждай», превратившие римского кесаря из язычника в христианского святого. Потрудимся, чтобы стать победителями в подлинно христианском смысле. В добровольном крестоношении последуем путем евангельских заповедей, чтобы обновленным внутренним человеком (см. 2 Кор. 4: 16) ощутить пришествие Царства Божия и возликовать в умилении сердца: воистину Воскресе Христос!»,
— говорится в послании митрополита.