Мой любимый учитель

Учитель – профессия особая, а труд педагога нелегок. Настоящий педагог, как и родитель, играет важнейшую роль в воспитании личности. Зная общественные запросы, он призван сориентировать своих учеников в правильном направлении, а это ой как непросто. 5 октября отмечался День учителя, и мы продолжаем вспоминать любимых педагогов.


Всеволод Травин, руководитель группы прочности СКБ ПАО «Калужский турбинный завод», кандидат технических наук:

– В 1965 году я окончил восьмилетнюю базовую школу № 18 на улице Луначарского. В этом здании сегодня располагается Калужская международная школа. До революции здесь было приходское Александровское училище. Как-то во время субботника мы нашли в школе дневники его учеников с заданиями и отметками.

Директором школы была Александра Николаевна Потопаева. Ее облик был именно таким, как мы представляем себе учительницу тех лет: строгий костюм, туфли, аккуратная прическа. В торжественных случаях, а иногда и просто так, она играла на рояле в актовом зале, и мы шли на уроки под музыку.
О тех годах остались теплые воспоминания. До сих пор, проходя мимо здания школы, останавливаю взгляд на трех окнах на первом этаже слева: когда-то здесь был наш 1 «В». Я благодарен учителям, которые с нами работали, терпели наши недостатки и непонятливость, а иной раз и баловство. Среди них было много ярких личностей. Лилия Федоровна Мазурина преподавала русский язык и литературу. Она научила нас любить книги и увлекла стихосложением.

В то время читали много, это было модно. Достать интересные книги было непросто, но школьному библиотекарю Клавдии Николаевне Иконниковой это удавалось. Благодаря ей мы познакомились с творчеством поэтов-шестидесятников – интересным, находящим отклик в душах.

Серафима Викторовна Берницкая преподавала математику, а в свободное время играла в недавно созданном ТЮЗе. На ее уроках решение задач и уравнений становилось очень увлекательным занятием – наверное, потому что и сама она была творческой натурой. Однажды мы узнали, что Серафима Викторовна будет играть в спектакле «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского, и пришли в театр всем классом. Берницкая вышла на сцену в роли самогонщицы. Мы устроили ей овацию, да такую, что сотрудникам театра пришлось нас успокаивать.

Как-то раз Серафима Викторовна предупредила нас, что по математике будет контрольная. «Почем?!» – закричали ученики, имея в виду: по алгебре или по геометрии. «По копейке! – тут же нашлась учительница. – Больше я за ваши работы не дам!»


Антонина Белкина, председатель Калужского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»:

– В 1972 году я окончила Кондровскую среднюю школу № 2. Екатерина Ивановна Колесникова, учитель математики, оказала огромное влияние на мой выбор жизненного пути. Она была очень строга и требовательна. Могла сделать ученице замечание за внешний вид, а если замечала на ногтях у девочки красный лак, выгоняла из класса. Екатерина Ивановна была прекрасным математиком. Весь наш класс знал ее предмет великолепно, мы участвовали в олимпиадах, легко решали сложные задачи. Когда мы перешли в выпускной десятый класс, Екатерина Ивановна тяжело заболела, ее положили в Хлюстинскую больницу. Мы приезжали ее навестить, до Калуги добирались на перекладных или рабочим поездом: автобус ходил редко и билет на него стоил дорого. Как-то Екатерина Ивановна, уже исхудавшая и измученная болезнью, сказала мне: «Тоня, иногда я ставила тебе четверки, но у тебя математический ум. Брось свои гуманитарные замашки, поступай в технический вуз – из тебя выйдет хороший инженер или научный сотрудник». Ее слова прозвучали как завещание – она умерла, не успев нас доучить. Мы отказались от другого учителя, сказали, что подготовимся к экзамену сами. Так и получилось – весь класс сдал математику хорошо.

Екатерина Ивановна сказала про «гуманитарные замашки», потому что я готовилась поступать на факультет журналистики МГУ, с удовольствием писала сочинения, сотрудничала с районной газетой, посылала рассказы на конкурсы. Даже в «Молодом ленинце» вышло несколько моих заметок. И вот буквально за два месяца до окончания школы Екатерина Ивановна изменила мои планы на будущее: я поступила в Московский институт стали и сплавов.

Окончив институт, я приехала в Калугу по распределению, 12 лет проработала во ВНИИМЭТ – крупнейшем в Советском Союзе научно-исследовательском институте материалов для электронной техники. Потом, в 90-е годы, мне пришлось поменять сферу деятельности, я получила еще два высших образования. Ни разу не пожалела о том, что именно так сложилась моя жизнь, и всегда с благодарностью вспоминаю моего учителя Екатерину Ивановну Колесникову.


Лия Паладина, художник:

– Я окончила гимназию № 9. Мне очень нравилось и само здание школы, и музей К. Э. Циолковского в его стенах. Многих своих учителей я вспоминаю с благодарностью и теплом.

В нашей гимназии каждый год проходили школьные ярмарки, где ученики могли продать свои поделки или выпечку. Папа мне выпиливал берёзовые доски, я их зашкуривала и расписывала. И вот на ярмарке я попробовала их продавать. Учитель географии Александра Степановна была первым человеком, который тогда проявил искренний интерес к моему творчеству. Потом она вышла замуж и переехала в Москву, и мне было очень грустно с ней расставаться.

Когда мы перешли в 9-й класс, в школу пришла учитель физики Екатерина Николаевна Типикина. Она стала нашим классным руководителем. Ей тогда было всего 24 года, и рядом с учениками она выглядела ровесницей. Мы все ее очень любили. Екатерина Николаевна организовывала для нас интересные экскурсии – вместе с ней мы ходили в лес, ездили в Кольцовские пещеры. А еще мы придумали свой кружок по изучению аномальных явлений, а Екатерина Николаевна объясняла их нам с точки зрения физики. Тогда же она заинтересовала нас астрономией, рассказывала основы, а потом мы с переносным телескопом ездили к подруге на дачу смотреть на звёзды. Сейчас Екатерина Николаевна работает в музее истории космонавтики.

Светлана Михайловна Ивкина, учитель русского языка и литературы, смогла многому нас научить и привить любовь к литературе. Мы обязательно писали по два сочинения в неделю. Светлана Михайловна ставила маленькие пьесы, а к нам на уроки приходили настоящие поэты. Через несколько лет после окончания школы я готовилась к поступлению в институт и смогла написать ЕГЭ по литературе на 96 баллов. И хотя я по-прежнему иногда делаю ошибки в словах, мне страшно представить, сколько их могло бы быть, если бы не Светлана Михайловна.


Подготовила Екатерина ШЕВЕЛЕВА