Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм

Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм

15 сентября в КМИИ состоялось открытие выставки «Экспрессивный реализм Ивана Захаровича Пушкарева (1904–1991). Живопись». Совсем небольшая экспозиция, включившая в себя семь живописных произведений художника, является осколком богатого творческого наследия и далеко не простой человеческой жизни.

Судьба художника Ивана Пушкарева сложилась драматично: он пережил страшные тяготы революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Но еще более трагична судьба его искусства — почти все, что он создал в первой половине своей жизни, летом 1941 года погибло в разрушенном и сожженном Смоленске.

И тем не менее художник сумел обрести свое место в послевоенной художественной культуре России. Уроженец Смоленска, в этом городе Иван Пушкарев и начал свою творческую деятельность. Здесь же, еще в революционные годы, ему посчастливилось изучать основы современного на тот момент живописного искусства под руководством мастера Владимира Штраниха. Руководивший смоленской студией Пролеткульта этот художник был любимым учеником Константина Коровина — великого русского импрессиониста. Затем — Москва, колоритный и страшный быт столицы рубежа военного коммунизма и нэпа, а спустя еще несколько лет — Ростов-на-Дону. Именно здесь в конце 1920-х годов Пушкарев впервые участвует в художественной выставке, и так удачно, что три его работы сразу же приобретаются местным художественным музеем — как особенно талантливые. Тогда же он впервые слышит слово «экспрессионизм»: именно так определили суть живописи Пушкарева местные знатоки искусств.

Чтобы не погибнуть от голода, художник возвращается в родной Смоленск, где быстро становится одним из наиболее деятельных участников местной художественной жизни. Его произведения избираются для смоленских и столичных художественных экспозиций, на него обращает свое благожелательное внимание художественная критика.

Наконец, Иван Пушкарев становится одним из активных организаторов смоленского Союза советских художников, созданного, кстати, более чем на четверть века раньше Союза художников СССР.

Уже в самом начале Великой Отечественной войны Иван Пушкарев оказывается на фронте, а затем в плену. Будучи же освобожден из плена, попадает в «фильтрационную» воинскую часть. И уже только после этого вновь возвращается в Смоленск, практически полностью разрушенный. А затем перебирается в Калугу. К этому времени художнику было уже более сорока лет, и он создавал полотна, приметно ориентированные на классическую европейскую живопись.

И все же с годами в полотнах Пушкарева все более и более проявляется та экспрессия, которая, судя по всему, была свойственна автору изначально. И это отнюдь не сводилось к самодостаточной выразительности, к бунтарскому самовыражению. Его раскованность и смелость кисти служили выражению свободного движения, развитию напряженной художественной мысли. Вероятно, поэтому в произведениях мастера есть красота, но нет «красивостей».

Особенно замечательны созданные Пушкаревым портреты. В них социальная характеристика, занимающая значительное место в искусстве тех лет, удивительно органично развивается в характеристику индивидуальную. Пушкареву, конечно, немаловажно, каков общественный статус изображаемого им человека, но еще важнее для него, каков внутренний мир модели. Всякий портрет — это художественное открытие в человеке животрепещущего сплава личностных черт, мгновенных, но вечных.

Выставка развернута в основном здании КМИИ по адресу улица Ленина, 104 и будет работать до 15 октября.

Сергей ГРИШУНОВ

Фото С. Гришунова