Мы из будущего: за кем будут охотиться работодатели в ближайшие десятилетия

Готов ли наш рынок труда к новым тенденциям? Выпускников каких калужских вузов «оторвут с руками»? Разбираемся в этих вопросах в нашей серии публикаций о профессиях будущего.


Восстание машин

Решили подыскать себе новую работу? Не спешите писать увольнительную и рассылать резюме – возможно, устроиться на ту же должность не удастся, а «нагретое» место запросто займёт робот.

Звучит футуристично, но такой сценарий вполне реален. Рынок труда непрерывно меняется, а информационные технологии всё больше пронизывают нашу жизнь. Профессии, которые были востребованы пять лет назад, сегодня могут оказаться ненужными и малооплачиваемыми. Зачем платить человеку, когда ту же работу выполнит машина – безупречно, в срок, без отгулов и больничных.

Человек уйдёт на второй план – такой позиции придерживаются эксперты Всемирного экономического форума. Там опубликовали доклад: более 75 миллионов людей в мире могут стать безработными из-за автоматизации и роботизации. Учёные же из Оксфорда считают, что через 15-20 лет половину рутинной работы будут выполнять роботы.

Уже в наши дни пиццу вам доставит вездеход-беспилотник, а посылку из интернета, словно почтовый голубь, сбросит дрон-квадрокоптер.


Мрачные перспективы?

Тем не менее проигрывать эту войну человечество пока не собирается. Искусственный интеллект далёк от совершенства – отладка, написание новых команд и функций совершается людьми. Автономность роботов также под вопросом – почти всегда необходим контроль извне. Развитие новых технологий требует новых специалистов.

Правда, предугадать тенденции развития рынка труда непросто. Так, в 2005 году аналитики предсказывали, что в ТОП-10 профессий к 2015 году попадут нанотехнологи, маркетологи, космические рабочие и программисты. Однако таких вакансий на онлайн-биржах практически нет. Зато есть пиарщики, те же аналитики и контент-мейкеры.

По мнению генерального директора Университета 20.35 Нины Яныкиной, самыми востребованными в ближайшие 5-10 лет станут профессии на стыке информационных технологий и «цифры», а в своём выступлении на ПМЭФ Дмитрий Песков назвал работу с данными, логистику, медицину и туризм наиболее перспективными отраслями с точки зрения развития карьеры.

Знание же английского в скором времени будет не конкурентным преимуществом, а необходимостью для любого специалиста. Такой же данностью при трудоустройстве станет знание основ программирования и алгоритмизации. Без этого не смогут обойтись даже гуманитарные отрасли.

За последние несколько лет самой востребованной специальностью в нашем вузе, вне всякого сомнения, была лингвистика, – признаётся ректор КГУ им. К. Э. Циолковского Максим Казак. – Тяга к знанию иностранного языка очень велика. Это можно объяснить тем, что на территории Калуги более 80 представительств иностранных фирм, и выпускники лингвистики разлетаются «как горячие пирожки».


На данный момент 25 российских вузов предлагают обучение специальности «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Студент такого направления изучает язык на стыке математики, информатики, логики и нейронауки. После окончания он сможет работать web-разработчиком, переводчиком-синхронистом, редактором, администратором сайта или разработчиком программ.


Универсальный солдат

Чтобы не кануть в безработное небытие, эксперты рекомендуют осваивать универсальные, «надпрофессиональные» навыки, которые пригодятся во всех отраслях.

– В число так называемых «Навыков будущего» входит системное мышление (умение работать со сложными системами), навыки межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами и процессами, программирование ИТ-решений и работа с искусственным интеллектом, клиентоориентированность, владение несколькими языками, умение работать в коллективе, творческое мышление, – перечисляет руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

Яркий пример отрасли, в которой будут нужны «спецы», обладающие набором компетенций широкого спектра, – космос. Разработка аппаратов и эксклюзивной аппаратуры не может ограничиваться одними инженерами.

  В космической отрасли очень много направлений от технических и заканчивая медициной, биологией, химией. Все профессии, которые существуют в космической отрасли, востребованы, потому что здесь сосредоточен пик инноваций, –считает директор Калужского филиала НПО им. С. А. Лавочкина Павел Середин. – Здесь, на стыке разных научных знаний, разных технологий, создается передовая техника, передовые технологии, которые позволяют заглянуть в будущее. Для этого нужны в первую очередь инженерные кадры, то есть выпускники технических вузов. Они наиболее востребованы. Но при этом много профессий появляется на стыке разных отраслей, поэтому важно обладать комплексными знаниями.

Особняком стоит аграрная промышленность. О том, что выращивание культур и животноводство будет контролироваться летающими роботами, могли написать лишь писатели-фантасты. Не такими фантастичными теперь кажутся требования к фермеру: «Умение управлять дроном» или «Настраивать аппарат для автоматической дойки рогатого скота».

– Роботы, дроны, искусственный интеллект – то, что пару лет назад звучало как фантастика, сегодня реальность для предпринимателей и студентов аграрных специальностей, – рассказывает директор Калужского филиала РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Королёв. – Поэтому очень нужны специалисты, которые будут знать не только, как получать молоко, например, но и как использовать специальное оборудование для этого, как оно работает.

 

До 2030 года в России появятся 136 новых профессий, – рассказывает руководитель одного из самых крупных сайтов по поиску работы HH.ru Юлия Сахарова, ссылаясь на исследования «Сколково» и Агентства стратегических инициатив. – Среди них: ИТ-медик, генетический консультант, проектировщик дирижаблей, игропрактик, урбанист-эколог, строитель «умных» дорог, специалист навигации в условиях Арктики, проектировщик жизненного цикла космических сооружений, космогеолог, инженер роботизированных систем, проектировщик детских и медицинских роботов, специалист по рециклингу одежды, разработчик моделей Big Data, цифровой лингвист. И это далеко не весь список…


Готовим сани летом?

Взращивать из своих детей «специалистов будущего» многие родители начинают с малых лет. Малыш освоил букварь и таблицу умножения? Этим уже никого не удивишь. Современные дети с лёгкостью осваивают гаджеты, быстро находят в Сети нужную информацию, ориентируются в качестве приложений и первыми пробуют новинки цифрового рынка. Поэтому нынче в моде курсы юных программистов.

Начинать программировать лучше с юного возраста 4-5 лет, потому что кодинг активно развивает у детей когнитивные функции мозга, и впоследствии это помогает им отлично усваивать точные науки. А попробовать себя в программировании можно через обучающие игры, – считает основатель московской школы программирования для детей CODDY Оксана Селеднеева.

Например, ScratchJr – вводный язык программирования. Дошкольники создают свои интерактивные истории и игры, оживляя персонажей, чтобы они двигались, прыгали, танцевали и пели. Так ребята учатся решать проблемные ситуации, разрабатывать проекты и творчески мыслить.

Одна из самых любимых компьютерных игр у школьников со всего мира – песочница Minecraft. Корпорация Microsoft создала на её основе целую образовательную программу. Ребенок может как просто играть «по классике» – строить из кубиков всё, что позволяет фантазия, так и писать код для взаимодействия с генерирующимся миром. В Швеции Minecraft включен в школьную программу как инструмент по развитию цифрового творчества.

Minecraft развивает воображение ребенка. Он помогает детям понять, из каких материалов сделаны инструменты и вообще весь наш мир. Благодаря разделению игрового мира на кубики у детей развивается пространственное мышление. Также ребята учатся охранять природу, параллельно развивая причинно-следственные связи. Если начнется пожар, то лес может полностью выгореть. Если истребить класс животных, то они перестанут появляться, – рассказывает преподаватель курса по Майнкрафту Александр Цегенько.

А российская компания «Яндекс» сделала курсы информатики для 7-го класса. Они бесплатны, доступны с любого устройства и покрывают все требования к школьной программе. Семиклассник может освоить азы Python’a, графики, работы облачных хранилищ. При этом курс организован таким образом, чтобы ребенок мог минимизировать стресс от возможной ошибки – сложный этап работы всегда можно начать заново.


Космос детям

В Калуге не ограничиваются одними онлайн-курсами. Например, детский технопарк «Кванториум» предлагает необычные направления дополнительного образования для детей: космоинженерия, основы исследования космоса, конструирование беспилотных летательных аппаратов, то же программирование и робототехника.

Новых Илонов Масков учат педагоги из программы «Учитель для России», работники Калужского филиала НПО им. Лавочкина и ДОСААФ, технических предприятий и заводов. Устроиться сюда на подработку также могут выпускники технических вузов и студенты – в качестве лаборантов и техников.

Юные ученые с ранних лет обеспечивают свое будущее: целевые направления позволяют поступить в престижный вуз, а успехи в учебе – принять участие в космических сменах в таких лагерях, как «Артек», «Океан», «Сириус». У выпускников есть возможность получить дополнительные баллы ЕГЭ. Цель технопарка – не только дать детям возможность развиваться и учиться, но и сделать их полезными для общества и научно-технического прогресса, мотивировать их остаться работать в родном городе, – рассказала заместитель директора «Кванториума» Анна Комарова.

К юбилею Калуги совместно с институтом ядерной физики МГУ ученики и педагоги лаборатории аэрокосмической техники разрабатывают спутник «Авион-Калуга – 650». Программное обеспечение для аппарата, позволяющее делать и отправлять снимки на землю, написал девятиклассник Андрей Хомяков. На орбите спутник будет измерять космическую радиацию и отслеживать самолеты в безрадарных зонах. В космос он полетит уже в сентябре этого года.

Это сотрудничество у нас долгосрочное, и мы занимаемся этим давно, ещё с того момента, когда это не называлось «Кванториум», – рассказывает Павел Середин. – Приучать детей к техническому творчеству мы также считаем своей ключевой задачей, потому что постепенно со школы, потом приходя в вуз, ребята осваивают основы профессии, увлекаются техникой. Все это пригодится для уверенной работы в нашем регионе.


Высшее образование, без сомнения, хорошее подспорье для получения универсальных знаний и навыков, благодаря которым выпускник сможет найти себе применение. Число абитуриентов калужских вузов неуклонно растёт. На этом сказываются качественные изменения в учебных организациях – материальное обеспечение, педагогический состав и, конечно же, открытие новых направлений подготовки. О том, как калужские университеты справляются с растущими запросами рынка труда, – читайте в наших следующих выпусках рубрики.


Даниил Арбатский