«Не читал, но осуждаю». Автор новых учебников по истории ответил на критику

«Не читал, но осуждаю». Автор новых учебников по истории ответил на критику

Член научного совета РВИО и авторского коллектива единого госучебника по истории Юрий Никифоров ответил, тем, кто раскритиковал новые учебники «История России» и «Всеобщая история» для 10-х и 11-х классов, по которым старшеклассники начнут учиться с 1 сентября.

«Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой концепции введения ЕДИНОГО государственного учебника. Что касается претензий «по существу», то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные – идеологические – претензии. Прежде всего, сам факт создания и внедрения в систему образования нового учебника демагогически интерпретируется как принуждение к единомыслию, «навязывание молодым поколениям единственно возможного взгляда на историю»; «отныне мыслить нужно только по канону»,

— написал он  в своей статье «Не читал, но осуждаю»

По его мнению, критикуют в первую очередь «всевозможные релоканты и иноагенты». Причем делают они это за счет политизированной и субъективной оценки тех фактов, которые просто излагаются в учебниках. Но учебник не пытается навязать старшекласснику ту или иную оценку происходившего в России и в мире в XX веке. Он дает возможность самостоятельно осмыслить события, о которых идет речь в учебнике, подчеркивает Юрий Никифоров .

Никифоров также отмечает в своей статье, что критики полностью игнорируют наличие в учебнике вопросов и заданий для самостоятельной работы, ссылок на дополнительные ресурсы и источники информации.

«А именно эта составляющая учебника ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выучебнработке навыков критического мышления»,

– говорит он.

Госучебник – результат объединения и доработки двух лучших линеек, труд десятков профессионалов, он создавался с учетом современных технологий и  может использоваться не только для обучения в школе, но и для самообразования в любом возрасте.  Цель учебника – научить думать, анализировать, делать выводы. Никто и ничто не замалчивается, не обеляется и не очерняется, говорится в статье.

Он  отметил еще одну особенность новых учебников – уход от европоцентризма. Теперь в нем много рассказывается о Китае, Индии, Японии. Появились разделы об Африке и Латинской Америке. Также учебник ценен тем, что изучение истории России происходит синхронно со всеобщей историей, что дает школьникам больше понимания общих процессов в мире.