Никаких телефонов?

Никаких телефонов?

По неофициальным данным, около 80 % учителей и родителей в стране выступают за полный запрет использования телефонов во время уроков

Недавнее происшествие в одной из школ Калуги снова вызвало волну обсуждения на тему: запрещать или нет?

«ГОРЯЧЕЕ ВИДЕО»

Начнём с сути инцидента. Представьте педагога  – человека пожилого, уважаемого, много лет отдавшего школе. И дети, и родители отзываются о нём как о хорошем специалисте и добром человеке. И вот на его уроке несколько подростков чрезмерно увлеклись телефонами и перестали реагировать на просьбы их убрать. Мало того, они начали снимать учителя. Выведенная на эмоции женщина бросила в ученика тетради. Дети выложили «горячее видео» в интернет. Но реакция последовала неоднозначная. Родители и ученики школы, вместо того чтобы защитить «пострадавших», встали на сторону педагога.

Одним из первых официальный комментарий дал Городской Голова Калуги Дмитрий Денисов. На своей странице VK он заявил:

– Конфликт вызвало использование учениками телефонов. Почему съемка «с закадровым смехом» шла прямо во время учебы – отдельный вопрос. К сожалению, таких видео сегодня по всей стране становится всё больше. Но если в классе не будет порядка, то такому образованию цена – грош. При этом все федеральные коллеги говорят о повышении статуса учителя в обществе как о ключевой задаче. Мое личное убеждение – использование мобильных устройств на занятиях нужно запретить. Компромиссы здесь ничего не дадут. В моей жизни учителя сыграли огромную роль, были непререкаемым авторитетом. Замалчивать эту тему, делать вид, что ничего не происходит, больше нельзя. Надеюсь, совместными усилиями мы установим новые правила для российской школы, отвечающие духу сегодняшнего времени.

ВСЁ ПРОПАДАЕТ…

К слову, специального закона, который запрещал бы приносить смартфоны в школу, в России пока нет. Существуют лишь рекомендации Роспотребнадзора не использовать мобильные телефоны как средство для обучения. Но та же статья 209 Гражданского кодекса и Конституция РФ защищают право собственника владеть своим имуществом. Поэтому отбирать мобильные телефоны у школьников учителя не вправе. И всё же большинство педагогов и психологов уверены: у использования средств связи во время урока больше минусов, чем плюсов.

– Это данность. И первоклашки, и студенты – абсолютно все пользуются телефонами во время занятий, – размышляет психолог и педагог центра «Созвездие» Анастасия Цаплина. – Главный минус этой ситуации – плохое усвоение знаний. Как только подросток берет на занятии телефон для личных нужд, учитель и все сказанное им мгновенно пропадает. Меня как педагога это раздражает! Появляется ощущение ненужности, неинтересности и неуважения. Если подросток постоянно переключается с того, что происходит на занятии, на то, что происходит у него в телефоне, у него значительно возрастают затраты энергии и сил и, как следствие, за 45 минут урока он устает значительно сильнее.

ПОИСК ВЫХОДА

Гуглить ответы на вопросы учителя, искать готовые решения контрольных в интернете – ещё одна данность современной системы обучения. Что с этим делать? Единого ответа пока нет. Часто вопрос решается индивидуально каждой школой. В результате в одних учебных заведениях детям разрешается даже читать учебники со смартфона, а в других запрещено проносить на урок любые электронные устройства.

– Когда телефон под рукой, мы все – и дети, и взрослые – вольно или невольно отвлекаемся на него, – констатирует директор школы № 25 Алексей Мокрушин. – А во время урока учителю необходимо, чтобы внимание ребенка было направлено на изучаемый предмет. И это основная причина, на мой взгляд, по которой необходимо ограничить использование мобильных телефонов на уроке. В нашем учебном заведении мы рассмотрели этот вопрос на заседании родительского комитета  и договорились, что на время урока дети будут оставлять телефоны в специальном контейнере, который есть в каждом кабинете. Также ученик может убирать телефон в сумку или рюкзак.

ОТОЙТИ ОТ ПРИВЫЧНОГО

Что думают о проблеме использования мобильных телефонов на уроках ученики калужских школ?

– В использовании телефонов на уроках есть плюсы, – делится одиннадцатиклассник Даниил Трусов. –  Это необходимо! На уроке физики я включаю режим калькулятора. Без него считать дольше. На русском полезно загуглить синонимы. А в учебниках литературы всех необходимых произведений нет, поэтому многие читают через телефон. Я считаю его полезным, потому что он позволяет получать доступ к базам данных, к которым дети в 80-х просто не могли обратиться.

Одиннадцатиклассница Стася Большакова уверена: проблему с использованием телефонов на уроках надо решать не запретами:

– На уроках кто-то переписывается с друзьями или сидит в соцсетях, кто-то гуглит ответы – все это мешает получать знания. Да, дети не используют свои мозги, а лишь находят информацию в интернете, отвечают учителю и сразу забывают. Конечно, эту проблему можно решить, например, отойти от привычного плана проведения урока, то есть найти способ преподнести информацию так, чтобы привлечь внимание учеников к уроку. Нужно посмотреть на сферу преподавания под другим углом и привнести нововведения, которые послужат улучшению качества образования.

А что касается инцидента с видеосъемкой, я вообще не понимаю ребят, сделавших это. Много вопросов к их воспитанию. Нарушены как моральные принципы, так и личные границы человека. Складывается ощущение, что для детей это просто шутка и возможность хайпануть в интернете, хотя они даже не представляют, чем это может обернуться для учителя.

В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ

– В школе на переменах часто вижу такую картину: вдоль коридора или в кабинете сидят дети, уткнувшись в экраны своих телефонов, – рассказывает учитель русского языка и литературы одной из калужских школ Наталия (она попросила не называть свою фамилию). – Дети не общаются друг с другом! Не разговаривают! Каждый из них в своем виртуальном мире. Проучившись вместе 5–7 лет, они ничего друг о друге не знают.

Доходит до того, что, не успевая пройти уровень в игре, ученик может задержаться на урок. Если в игре что-то не получилось, он начинает урок в раздраженном настроении, а если что-то отлично получилось, ему хочется похвастаться. На уроках дети не используют образовательные и развивающие возможности телефона. Они просто играют в игры, листают ленты соцсетей. К тому же, если есть мобильник, в интернете можно найти ответ на любой вопрос. Умные, интересные, творческие (а наши дети именно такие), они отвыкают самостоятельно думать и ищут готовые ответы.

Поэтому на своих уроках я не разрешаю доставать телефоны. Когда ты на уроке литературы говоришь с детьми о дружбе, о честности и силе духа, а в это время ученику приходит новое сообщение на телефон, это отвлекает и сбивает всех. Телефон все труды педагога просто перечеркивает!

А по поводу камер, на которые дети снимают учителей… На мой взгляд, это просто один из способов ученика унизить учителя.

Решить проблему использования мобильных телефонов на уроках пытаются на государственном уровне.В Госдуму внесен специальный законопроект, который в случае принятия сделает практически невозможным пользование смартфонами во время учебного процесса. Принести в школу мобильный будет можно.

А вот «сидеть в нём» во время урока можно будет только в познавательных целях и с разрешения учителя.  Однако и этот пункт может исчезнуть уже во втором чтении.

Не исключено, что будет ужесточена и ответственность детей за собственное поведение. В документе прописаны «последствия хулиганства»: если школьник не соблюдает дисциплину и мешает одноклассникам, к нему могут применить «дисциплинарные взыскания». Еще одним пунктом в законопроекте значится «недопущение применения физического и психического насилия» в отношении детей.

Ольга КУЗЬМИНА