О доблести,  о подвигах, о славе

О доблести,  о подвигах, о славе

Узнать о героических событиях, происходивших на территории малой родины, дошкольникам помогут книги-раскраски

О проекте «Яркая история: формирование представления старших дошкольников о героях-защитниках Калужского края» рассказывает его автор, член региональной Общественной палаты Роман Новиков.

Из XIII века – в XX

– Когда ребенок учится читать, иллюстрации для него не менее важны, чем сам текст, – говорит Роман. – Рисунок делает восприятие текста более эмоциональным, помогает представить то, о чем говорится в книге. Поэтому советские издания для детей и юношества были прекрасно иллюстрированы, над рисунками работали не только художники, но и историки. К примеру, по иллюстрациям Павла Бунина к книге Михаила Брагина «В грозную пору» о событиях Отечественной войны 1812 года можно изучать военный мундир и оружие той эпохи.

Так родилась идея проекта для детей 6–7 лет, которые только начинают самостоятельно читать. Это серия из четырех книг-раскрасок, посвященная значимым героическим страницам истории Калужского края: оборона Козельска в 1238 году, Великое стояние на Угре в 1480 году, Тарутинское сражение в 1812 году и подвиг подольских курсантов на Ильинском рубеже в 1941 году.

Книги содержат адаптированный для детской аудитории рассказ о событии и уникальные, созданные художниками иллюстрации для погружения в контекст исторического события и эмоционального контакта с материалом. Все тексты и иллюстрации проверены профессиональными историками.

Психологи и педагоги полагают, что дети старшего дошкольного возраста уже могут воспринимать информацию об исторических событиях в доступных для них формах: мультфильм, игра, иллюстрированная книга. Более того, именно в этом возрасте необходимо начинать формирование патриотических установок. Министр просвещения Сергей Кравцов говорит о том, что историческое просвещение будет проводиться в школах начиная с первого класса.

– Современные дети – визуалы. Они активные и деятельные, им важно творчески взаимодействовать с материалом, прикоснуться к нему не только мыслью, но и руками, – считает Роман Новиков. – И если ребенку станет интересно, он будет стремиться узнать о событии больше. Для этого мы создаем сайт проекта с пояснительными текстами, комментариями, с возможностью скачать эскизы для самостоятельной работы. Наши книги-раскраски – это развлечение, но развлечение умное.

Проект реализуется при поддержке министерства внутренней политики Калужской области и Фонда президентских грантов.

Наш ответ комиксам

Восточная мудрость гласит: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Значительная часть продуктов, которые предлагает нашим детям популярная культура, имеют в своей основе чуждую нашим традициям систему ценностей. Почему героика ассоциируется в лучшем случае с сагой «Властелин колец», в худшем – с человеком-пауком, боевыми мутантами и другими персонажами американского масскульта?

– О 300 спартанцах знают все, – продолжает мысль Роман Новиков. – Но почему-то мало кто вспоминает про оборону Козельска: маленькая крепость долгое время противостояла лучшей на тот момент армии мира – войску хана Батыя. Под городом стояли метательные машины, с помощью которых ордынцы за несколько дней разбивали мощные крепостные стены. Козельск защищала дружина, в которой было более двухсот профессиональных воинов, 12-летний князь Василий и мирное население. Все, от мала до велика, решили дать отпор врагу, хотя понимали, что шансов на победу нет. И держались целый месяц вопреки всякой военной логике. Зачем придумывать героев, если в нашей истории они действительно были, если на нашей земле происходили великие события.

Право гордиться

Для подготовки сопроводительных рассказов и иллюстраций авторы проекта изучили множество книг, статей и очерков. О героической обороне Козельска известно и написано мало, приходилось в какой-то мере опираться на традиции обороны русских крепостей. Зато о Стоянии на Угре есть большая подборка книг, выпущенных на Калужской земле.

Тему Отечественной войны 1812 года, в том числе Тарутинское сражение, подробно изучил директор Объединенного музея-заповедника Виталий Бессонов. Он стал одним из консультантов проекта.

Работая над четвертой частью серии, посвященной обороне Ильинских рубежей, авторы основывались на воспоминаниях участников сражений.

– Вчерашние школьники 17–18 лет, по сути, мальчишки, –  рассказывает Роман, – держали оборону против сильных, сытых и прекрасно экипированных немецких солдат, шли в штыковую атаку и обращали их в бегство. Курсанты стреляли по танкам, подбивали их, и даже сами немцы не верили, что такое в принципе возможно. Это потрясающая история, и история реальная. Наши деды и прадеды обладали невероятным мужеством, они действительно были героями. Они дали нам право гордиться своей историей, писать об их подвигах картины и книги, снимать кино. Мне как отцу очень хочется, чтобы у детей, особенно у мальчиков, была своя литература. Пусть она начнется с картинок, а продолжится хорошей прозой.

Проект вышел на финишную прямую, книги готовятся к печати. Они будут распространяться бесплатно в школах и детских садах Калуги и области, а также на массовых мероприятиях.

– Часть тиража мы хотели бы передать на новые российские территории, где людям долгое время пытались навязать искаженную версию исторических событий, – говорит Роман Новиков. – Пусть они узнают о том, что действительно было на Калужской земле, гордятся подвигами наших воинов-защитников. Пусть приедут к нам и своими глазами увидят места, где эти славные события происходили и где увековечена память о них.

 

Софья СЕРЕБРЯКОВА