Образы на грани

Скульптор Андрей Молчановский рассуждает о свете и тьме

Выставка «Страсти по Пальмире» – центральное событие фестиваля современной скульптуры, который впервые прошел в Инновационном культурном центре.

Скульптор Андрей Молчановский. Окончил Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова, Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, аспирантуру академии. Член Союза художников России с 2013 г. Избран членом-корреспондентом Российской академии художеств от Отделения скульптуры в 2019 г. Доцент факультета декоративно-прикладного искусства Московского государственного института культуры. Участник многих выставок и скульптурных симпозиумов. Работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи,  ЦВЗ «Манеж», г. Санкт-Петербург, Государственного музея стекла и хрусталя, г. Никольск, в частных и корпоративных собраниях в России и за рубежом. Живет и работает в Москве.

Мир контрастов

В основе экспозиции – коллекция оптического стекла и инсталляция «Страсти по Пальмире». Скульптор противопоставляет образы идеального мира, полного радости и света, и беспощадной механической «мясорубки». Шесть дорических колонн с подсвеченными красными хрустальными факелами. Факелы быстро, ритмично вращаются, со скрежетом движутся железные шестерни. Композиция выразительна и эстетична, но это красота жестокая, пугающая. В центре ее – скульптура «Апофеоз» как символ хаоса и разрушения.

– Инсталляция создана в 2016 году для персональной выставки в Музее декоративно-прикладного искусства, – рассказывает автор. – В тот год была разрушена Пальмира, человечество потеряло всемирно известные памятники архитектуры. Это боль и потрясение.

Другая часть экспозиции посвящена жизни и мечте. Оптическое стекло причудливо преломляет свет, создает ощущение вневременного пространства. Крупные выразительные формы рождают у зрителей свои ассоциации. Условность дает свободу фантазии. Чего здесь больше – космоса или моря? Но вот портрет Циолковского в работе «Личность планетарного масштаба» угадывается абсолютно точно.

– Для меня море, вода – часть жизни, – рассказывает автор. – Скульптура «Андреево детство» – образ мальчика, который, задрав голову, смотрит в небо и мечтает. Крупный овальный объем темно-зеленого стекла словно впускает зрителя внутрь и создает ощущение моря, как будто плывешь под водой. Сочетание ритма сколов и прозрачной полированой поверхности  подчёркивает глубину образа.  Масштаб этой работы выходит за рамки жанра интерьерной скульптуры.

Камень стекла

Андрей Молчановский работает и с камнем, и с бронзой, но оптическое стекло – это, пожалуй, его любимый материал. Однажды скульптор увидел гигантские стеклянные блоки разного цвета  – флинты, которые отливают на оптико-механических заводах для производства линз оптических приборов. Увидел и удивился: почему до сих пор никто с ними не работает?

Молчановский работает с оптическим стеклом как с камнем. В его мастерской – и традиционные инструменты камнереза, и алмазные диски для работы по стеклу.

– У меня родилась идиома «камень стекла» по аналогии с листом бумаги или стаканом воды. Стекло для меня – камень, который может быть прозрачным, преломлять пространство. Я использую его свойства, чтобы достичь наибольшей выразительности: придаю нужную форму, где-то полирую поверхность, где-то оставляю ее матовой или вовсе нетронутой – так, как было отлито на заводе.

Стекло очень тяжелое, потому что в его составе много свинца. Чтобы работать с ним, нужно быть физически сильным человеком. На выставках художник собственноручно собирает арт-объекты из деталей: момент совмещения плоскостей важен, его нужно почувствовать.

– Стекло – живой материал, как камень или глина. У него особый яркий характер, и с ним нужно вступать в диалог, понимать, как оно себя поведет.

Для любой скульптуры важно место и окружение. Идеальная обстановка для инсталляций из стекла – темный зал с нейтральными стенами и точечная подсветка, но художник выставляет свои работы и под открытым небом. Он – постоянный участник проекта «Стекло на траве», который этим летом прошел уже в 18-й раз на Елагином острове в Санкт-Петербурге.

«Супрематический ванька-встанька» – композиция в духе русского авангарда и в то же время симбиоз неваляшки и юлы.

– Игрушки-волчки находили еще в Древнем Египте, – говорит художник. – В каждом народе есть свой Иван, Джон, Жан. Я сделал много таких шаров, и они все разные. Каждый шар – народ. Все мы похожи по своей архитектуре, но разные по наполнению. Через игру из поколения в поколение передается опыт и сакральный смысл: упал – встань. И мои супрематические шары – это символы несгибаемой воли.

Художник и педагог

Андрей Молчановский считает, что скульптура должна содержать в себе некий максимально обобщенный образ мира. Цель скульптора – поиск архетипов. Это, как правило, доступно людям, которые уже прошли определенный жизненный путь. Поэтому скульптор, по мнению автора, начинается с «пятидесяти».

– Много лет назад мой учитель, народный художник России Георгий Франгулян, сказал: «Что такое предмет, вы уже поняли. Вам осталось понять, что такое скульптура». В тот момент мне это показалось обидным, а сейчас я понимаю, что он имел в виду. Скульптура – это философия пластики, это мировоззрение.

Поздравить мастера с открытием выставки приехали ученики. Андрей Молчановский преподает в Московском государственном институте культуры академическую скульптуру и композицию.

– Конечно, важно объяснить, как делать каркас, но еще важнее – научить человека терпению, умению сохранять напряжение сознания продолжительный период времени, – говорит он. – Я стараюсь донести до учеников, что мы – это не сумма наших мыслей. Мы – это сумма наших действий.

Екатерина Шевелева

Фото Антона Забродского