Ода бунтарям прозвучала на театральной сцене

Продолжая свой 242-й сезон, предваряющий Год театра в России, 26 октября Калужский областной драматический театр на своей основной сцене представил премьеру спектакля «Курьер». Взяв за основу одноименную повесть Карена Шахназарова, московский режиссер Виктор Стрельченко все же постарался в своей инсценировке оставить в стороне детали известного фильма, ставшего одной из самых популярных зарисовок столичной жизни середины 80-х годов XX века. Более того, спектакль некоторым образом стал двойной премьерой – на театральной сцене повесть «Курьер» еще никогда не обретала жизнь и дыхание. Стало быть, всем прочим постановщикам теперь неизбежно придется сравнивать или даже брать пример с того, что родилось именно на калужской сцене. А равняться есть на что.

Трогательная история о молодом человеке с простым именем Иван, только что окончившем школу, провалившем экзамен в институт и без особого энтузиазма начинающем свою трудовую биографию, в конечном итоге вмещает в себя все, в чем нуждается театр как таковой. Здесь и любовь, и дружба, и конфликт поколений, и нешуточные рассуждения о жизни и человеческом предназначении. И немало иронии. Журнал «Вопросы познания», в котором главный герой занимает должность курьера, вероятно, отвечает на очень нужные для граждан вопросы, впрочем, оставляя в стороне ответ на самый главный из них – как познать самого себя, как определить свое место среди прочих людей, оставшись тем, кто ты есть на самом деле. Остроумная трактовка всего происходящего на сцене по-дружески сближает зрителя со всеми героями, предлагает вспомнить подобные события из своей жизни, оглянуться и с улыбкой констатировать тщетность, несерьезность всего того, что некогда казалось самым важным в жизни. При этом спектакль вовсе не превращается в комедию.

В принципе, очень интересен вариант, когда у конкретного театра есть конкретный драматург, создающий те пьесы, что, прежде всего, необходимы для постановок. Это могут быть и несколько драматургов, чьи творения составят наиболее яркую основу всего того, что хочет сказать режиссер публике. Если же судьба распорядилась иначе, то репертуар складывается из произведений сторонних авторов – известных или неизвестных, ставших классиками или только вынашивающим эту безумную мысль… Но, думаю, всякий раз пьеса несет в себе повод сказать что-то свое. Нынешняя постановка «Курьера» выглядит именно так. Повествование о бунтаре-одиночке здесь превращен в рассказ о невозможности существования без подобных персонажей. Более того, одиночка в конце концов уже и не выглядит таковым — здесь почти в каждом герое присутствует дух здорового авантюризма, а лишенные его, чувствуют невероятный магнетизм молодости и непосредственности, обезоруживающую открытость огромному неизведанному миру.

Дуэт Григория Бирюлина и Екатерины Буреничевой, исполнивших роли самых молодых действующих лиц, в который раз преподнес публике щедрый дар – свою невероятную музыкальность и пластичность. Да и все исполнители, кто оказался вовлеченным в эту орбиту свободолюбивого самопознания — Светлана Никифорова, Валерий Смородин, Леонид Клёц, Екатерина Клеймёнова, Сергей Вихрев, Мария Артемьева, Александр Панов, Вячеслав Соколов, Дмитрий Казанцев, Роза Якимова, народный артист России Михаил Пахоменко – все они сами словно бы заново пережили одну из историй своей молодости, хранящихся в их памяти. По крайней мере, создалось такое впечатление. И эта откровенность – главное, что можно ожидать от премьеры.

Сергей ГРИШУНОВ. Фото С.Гришунова.