От формы – к содержанию

От формы – к содержанию

На прошлой неделе министр просвещения РФ Сергей Кравцов озвучил планы ввести в школах единую форму одежды. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму, а эта тема моментально стала одной из самых популярных в Сети.

Напомню, обязательное ношение школьной формы в нашей стране отменили весной 1994 года, а фактически – в 1992 году, из-за остановки предприятий, которые ее производили. Спустя 20 лет, с 2013 года, в соответствии с новым законом вновь была введена обязательная школьная форма, но только в порядке общих правил: каждая школа сама решала, в чем детям ходить. Сегодня последнее слово в этом вопросе по-прежнему за администрациями школ: именно они вправе устанавливать требования к одежде обучающихся – к общему виду, цвету, фасону, знакам отличия.

Аргументов у противников введения единой школьной формы – целый арсенал. От материальных («все дети разной комплекции и быстро растут – не каждая семья может позволить обновлять костюм каждый год») до идеологических («политинформация, НВП, единая форма – мы возвращаемся в СССР»). Есть даже ярые сторонники «антиформенного лобби» («единая форма себя исчерпала; ограничение во внешнем виде влияет на свободу самовыражения детей»).

Действительно, быть ли школьной форме – довольно острый вопрос, и каждое из этих суждений несет в себе рациональное зерно.

Предлагаю посмотреть на проблему под другим углом.

Никто не будет спорить, что наличие единой формы дисциплинирует. Но так ли это нужно сегодня?

Ведь система образования не существует сама по себе – она всегда выполняет заказ государства, общества и работает на то, чтобы не просто обучить и дать знания, но и интегрировать человека во «взрослый» социум, где он найдет себе достойное место.

И, когда раньше все школьники носили коричневые и синие костюмы (пусть и отменного качества), система образования готовила будущих дисциплинированных работников, лояльных к организации, при этом уделялось пристальное внимание трудовому воспитанию, школьной дисциплине, общественно полезному труду и обучению навыкам рабочих профессий через систему учебно-производственных комбинатов. Так система образования работала на запросы государства.

Сегодня в образовании иные тенденции: вариативность, цифровизация, доступность, демократичность и т. д. А потенциальные работодатели нуждаются в творческих, инициативных работниках, умеющих думать и принимать нестандартные решения.

На мой взгляд, время совсем другое: единая школьная форма уже никак не повлияет на качество образования. Поэтому надо не про форму говорить, а все-таки про содержание – про актуальность тех мировоззренческих, ценностных изменений, которые еще предстоит реализовать.

Ольга КОНОВАЛОВА