Отблеск  вечной красоты

В Инновационном культурном центре проходит выставка Анастасии Галицыной «Незеркальная проекция городских цитат». 

Художница занимается исследованием городской среды всю свою творческую жизнь, и всякий раз город открывается ей новыми гранями.

Лёгкое дыхание Италии

– Каждая выставка – это особая история, – говорит руководитель выставочного экспозиционного центра, искусствовед Анна Сенатова. – Не стала исключением и эта. Мы планировали провести ее осенью, но Анастасия сказала: «Нужно делать выставку раньше, есть идея и концепция, есть вдохновение, которое нельзя спугнуть». Надеюсь, нам удалось поймать это мгновение.

Первый проект, посвященный теме городской среды, Анастасия Галицына создала еще во время обучения в Суриковском институте, и назывался он «Городские представления». Она увидела город как театральные подмостки уличных музыкантов и циркачей.

В новом проекте тоже ощущается дух театра, причем театра иммерсивного – того, который создается при непосредственном участии зрителей. Пространство выставки напоминает декорацию: улочки итальянских городов, величественные фасады и высокие окна, роскошные люстры, гроты, фонтаны. Здесь можно сыграть собственный спектакль: слиться с толпой на площади, отдохнуть на ступеньках лестницы, устремив взгляд ввысь, на крышу старинного собора в Палермо, или заглянуть на рынок, где, если повезет, найти антикварные сокровища и платье от кутюр за несколько евро.

Художница рассуждает о красоте «уличной», которая в Палермо буквально на каждом шагу, и красоте «музейной» – это интерьеры дворцов, алтари храмов. Она смотрит на произведения архитектуры издалека и подходит к ним вплотную, заостряя внимание на их материальности, на деталях декора фасадов, балконных решетках и даже на растениях, цепляющихся за жизнь на краю каменных плит.

Город нередко противопоставляют природе как среду искусственную и агрессивную, которая обезличивает человека, растворяет в бесконечной суете. У Анастасии Галицыной совершенно иной взгляд. В городе люди сами создают оазисы прекрасного.  Горожане или туристы, которых изобразила художница, идут в Палатинскую капеллу, и вечная красота оставляет на их лицах свой отсвет.

Несколько живописных полотен – о постоянном движении и красоте хаоса: велосипеды, уличное кафе, пестрая толпа у Liberia Dante, и не сразу заметишь в розово-сиреневом небе светлый силуэт Христа, благословляющего ее.

– Все недолговечно в этом материальном мире, и люди об этом знают, – размышляет Анастасия Галицына. – Надеются ли они, что кто-то там, наверху, увидит сотворенную ими красоту и воздаст им, или просто не могут жить без творчества и созидания? Когда человек ищет прекрасное, он ищет  Бога и, в конечном итоге, самого себя. И город свидетельствует об этом пути.

На новом языке

Анастасия Галицына смело экспериментирует с материалами. Помимо традиционных холстов на выставке есть удивительные графические работы на длинных полотнищах крафтовой бумаги, инсталляции из фанеры, картона, бетона и железной арматуры.

– Чтобы создать ощущение объема и глубины, можно использовать техники старых мастеров, – говорит художница. – После Суриковского института я прекрасно знаю, что такое имприматура, сфумато, лессировки, но современным людям больше понятен другой язык. И чтобы диалог состоялся, нужно говорить на нем. Материалы сами «позвали» меня, и возникла потребность выразить свои идеи именно так.

Автор словно ведет зрителя по экспозиции, создавая при помощи разных материалов настроение и ритм. Особую роль играет приглушенный свет с акцентами на ключевых арт-объектах. Здесь много воздуха, тихо звучит музыка Верди. Все вместе воспринимается как единое произведение искусства, как некое целостное высказывание, в котором за внешней легкостью кроется глубина мысли.

Художница предлагает вступать в контакт с городской средой осознанно. Рядом с некоторыми из своих работ она помещает фразы из литературных произведений, которые помогают лучше сориентироваться в увиденном, назвать, определить его. Сделать то же самое могут и зрители.

Можно ли пережить подобный опыт не в далеких прекрасных городах, а там, где день за днем проживаешь свою обычную жизнь? Есть ли смысл противопоставлять условный Амстердам условному Подольску, как это делает герой известной пьесы? Пожалуй, нет. Надо лишь замедлить свой бег, вынырнуть из суеты и увидеть свой город взглядом художника. Любовь – неизменный ключ к красоте и истине.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото автора


О художнике

Анастасия Галицына – живописец, график, член Союза художников.

Училась в Суриковском институте на факультете графики, в 1996 году была стипендиатом Министерства культуры РФ.

Участница международных пленэров в странах Европы.

В 2004, 2005 гг. – лауреат премии им. А. Куликова в номинации «Живопись».

Участвовала в городских, областных, межрегиональных и всероссийских выставках. Персональные выставки проходили в Калуге, Обнинске, Москве, Куфштайне (Австрия), Базеле (Швейцария).

В 2018 году участвовала в фестивале современного искусства «Циолковский Фест» (ИКЦ, Калуга).

Анастасия – продолжательница известной творческой династии Шубиных. Ее родители – заслуженный художник России, знаменитый график и офортист Александр Шубин и художник, педагог Тамара Шубина.