Парадокс успеха

Галину Баранову можно назвать одним из самых успешных педагогов региона.
В свои «слегка за 30» она – директор Калужского техникума электронных приборов, участник Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения России, эксперт престижных конкурсов. Но что стоит за этим достижением?

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

Мы знакомимся в кабинете, мало напоминающем директорский. Минималистичная мебель. Вместо забитых папками шкафов – стеллаж и светодиодная лампа для съемок. Говорим о пути в профессию:

– В школе я училась на отлично. Но в 15 лет приняла сознательное решение уйти. Неожиданно в ведомости у меня образовалась двойка по обществознанию. Мне очень нравился этот предмет, ведь он подразумевал, что мы должны уметь рассуждать! А моему педагогу не очень нравились рассуждения, у нее была только её точка зрения. И я поняла, что не хочу тратить нервы и доказывать, что я не обезьяна. Сказала маме, что пойду в колледж.

Могу открыто об этом говорить: мне не нравились и не нравятся школьные подходы! У педагогов наступает профессиональная деформация личности уже через десять лет. Каждый родитель с этим сталкивается: если ученик что-то сделал в 5-м классе нехорошее, это клише он несет до конца. А я считаю, что детей нужно прощать. А ещё есть такой стереотип, что оценки – показатель способностей. Это не так. Зубрилы с горящими глазами подчас лишены главного – критического мышления. Это когда человек вне зоны комфорта, но его мозг рассуждает. Например, ты пришел на урок, не выучив его, но смог за две минуты прочитать, понять, поднять в нужный момент руку и получить хорошую оценку.

УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ

– Я поступила на IT-специальность. И для многих это было удивительно. Ведь тогда считали, что в ПТУ идут «плохие». Такой пережиток прошлого. Я ничего не понимала в компьютерах, но решила, что изучу. Было тяжело, потому что ко мне относились скептически: «девочка-программист…» Но педагоги подобрались отличные! Уже со второго курса я начала работать на предприятиях по специальности, параллельно была в лагерях вожатой. Мне очень нравилось что-то делать с детьми. И поэтому в 19 лет я получила диплом и снова пошла учиться – поступила в педагогический университет.

В моём лицее мне предложили попробовать преподавать. Я поставила условие: учусь в университете очно и не прогуливаю пары. Они сделали для меня специальное расписание. Сначала я училась, а потом под горочку бежала учить. В университете я изучала, как преподавать программирование, а в лицее я на детях «экспериментировала». Смотрела, где недотягиваю, где информация заходит не так, и возвращалась к своим профессорам: «Это не работает. Давайте по-другому!»  Это был уникальный опыт!

БЫТЬ ПРИМЕРОМ

– У меня, 19-летней, появились студенты, которым было за 20, – вспоминает Галина. – Воспринимали они меня как преподавателя, а не как сверстницу. Дружить с учениками я могу мыслями, буквами, обмениваясь информацией, но не фамильярничая где-то за стенами учебного заведения.

Я за такую систему, где учителю в рот смотрят, учителю подражают! Я должна быть для своих детей примером!

В 2015-м  я перешла работать преподавателем программирования и графического дизайна в калужский технический колледж и начала заниматься блогерством.  Поняла, что большинство ребят и педагогов просто не знают о возможностях, и начала о них рассказывать. У меня росла аудитория школьников и студентов. И я поняла, что не просто педагог, а наставник. Чтобы быть на одной волне с детьми, сама постоянно учусь. В данный момент, например, режиссуре. До этого – работе на камеру. Я никогда не была и никогда не хотела стать медийной личностью. У меня не было большого словарного запаса, я не знала, как вести себя в кадре. Но теперь умею и это делать!

Я МНОГО ПРОИГРЫВАЛА

– Педагоги должны создавать для детей ситуацию успеха. Большинство ребят не верят в себя, рассуждая, что «Вася умнее».  Поэтому мы постоянно участвуем в конкурсах, таких как «Большая перемена». В прошлом году сразу пять моих учеников победили в нём и стали миллионерами. Но в любом случае, даже если мой ученик не выиграл, он – молодец, потому что поучаствовал, преодолел страх, справился!  Я недавно подарила своим ребятам значки «Ты уже для меня победитель», чтобы у них осталось это светлое ощущение…

Сама я  выиграла Битву наставников СПО всей России, вошла в топ молодых наставников страны. Но это случилось не потому, что я щелкаю конкурсы как белочка орешки, а потому что я очень много проигрывала. У всех от меня ощущение «успешный успех».

А что за этим стоит, никто не видит… Парадокс успеха – то неудачи. Благодаря им мы двигаемся дальше.

ХОББИ = РАБОТА

– Раньше говорили студентам: «Ты сначала поработай на зачетку, а потом зачетка поработает на тебя».  В моей жизни наступила такая ситуация, что мое имя работает на меня.

У меня очень гибкий график. На этой неделе я посетила Великий Новгород, выступала на чемпионате высоких технологий. Сегодня я с вами, а завтра утром улетаю в Казань на съемки федерального проекта «Учитель по обмену».

В понедельник я в Бауманском веду лекцию. Затем в Туле рассказываю про личный бренд педагога. Мое хобби – моя работа. Где я беру энергию на это? В общении с детьми, в том, что мы делаем вместе!

А еще я – мама. Моя занятость не мешает мне быть рядом с сыном. Даже если я в командировке, мы всегда на связи. Помочь в чате сочинение проверить – не проблема. К моему ритму сын привык с утробы. На последнем курсе я была беременна, так что можно сказать, он со мной две сессии сдал! Когда в детском саду все заболевали и группы закрывали, где он был? Сидел и рисовал, пока я преподавала, на парах. Сейчас сыну 12 лет. Ему нравятся спорт, архитектура, он любит проектировать игры на компьютере. Я считаю, что свой путь он должен выбирать сам.

ГОТОВА К СОБЫТИЮ

Галину Баранову типичным директором не назовешь. «Слишком молодая, слишком яркая» – именно так порой её воспринимают при первой встрече коллеги.

– Я не раз сталкивалась с критикой своей внешности. Почему-то, если ты педагог и обладаешь хорошей, подтянутой фигурой, это плохо. Когда я преподавала, мне часто пытались запрещать что-то носить. И это при том, что на мне вы не увидите ничего вызывающего и облегающего – просто вещи по фигуре. Когда в очередной раз администрация позволила себе нарушить педагогическую этику и начать обсуждать в кулуарах при студентах мою внешность, я вышла из своего стабильного эмоционального состояния и сказала: «Есть Мария Ивановна 56-го размера, она тоже ходит в обтягивающих штанах. Мы обе так ходим!» На что мне ответили: «Вы же видели ее фигуру…» Но для меня мой внешний вид важен! Моя позиция – каждый день надо быть готовой к событию в своей жизни: к интервью или важной встрече.

– Кто-то считает, что я делаю карьеру слишком быстро, – не скрывает Галина Андреевна. – Да, я молодой директор. Но у меня 15-летний педагогический стаж! Есть скептики среди коллег: что молодая может сделать? Но другие директора, которые старше меня на 10 лет, говорят: «Молодец! У тебя есть чему поучиться».

Ольга КУЗЬМИНА

Фото А. Забродского и из личного архива Галины Барановой