Павел Рыженко: штрихи к портрету

Нашему земляку, заслуженному художнику России Павлу Рыженко 11 июля исполнилось бы 53 года. Недавно вышла из печати книга воспоминаний о нем «Человек, рождающий воздух кистью». На ее страницах – рассказы тех, кто хорошо его знал: членов семьи, одноклассников и однокурсников, друзей, коллег.

ОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ

– Людей такого масштаба, как Павел Рыженко, немного. Нам хотелось, чтобы в родной Калуге его помнили, а кто не знает, познакомился бы с ним как с человеком и прекрасным художником при помощи этой книги, – говорит автор-составитель Кристина Рыженко, супруга младшего брата художника Дмитрия. – Отчасти к ее созданию подтолкнули и биографические неточности, с которыми мы нередко встречаемся в интернете.

С 12-летнего возраста Павел Рыженко жил в основном в столице, но многое связывало его с Калугой. Родился он в семье военнослужащих. Жили в районе 906-й базы, Павел учился в городских школах – в 13-й и 28-й, которая теперь носит его имя.

РАНО ПРОЯВИВШИЙСЯ ТАЛАНТ

Педагоги художественной школы заметили у мальчика талант, требующий более серьезной огранки, и в 12 лет Павел поступил в МСХШ при Суриковском институте. Родители переживали, ведь сыну предстояла разлука с домом, самостоятельная жизнь в не всегда дружелюбной среде. У Павла сомнений не было, и последнее слово осталось за ним.

– Для Павлика это была серьезная школа жизни и профессиональная школа, – пишет мама художника Любовь Андреевна Рыженко. – Не будь ее, он не стал бы тем, кем стал, но какой дорогой ценой это далось, не описать.

Уже в школьные годы у Павла был собственный почерк, особый взгляд на мир и мастерство, чтобы показать красоту, которую он видел. Его одноклассница по МСХШ Галя Абдель-Фаттах вспоминает, как учителя показывали его работы и говорили: «Только Паша умеет писать воздух».

Конечно, в школе-интернате было не только высокодуховное общение и чистое творчество. Хватало всякого. Приходилось голодать, случалось и мальчишеское хулиганство – безобидное и не очень. Как-то ребята подожгли кучу рухляди на заднем дворе школы, устроив огромный костер почти напротив Третьяковки.

– Он старался из всего жизненного многообразия усваивать и обогащаться только добрым, по возможности отметая злое, и идти дальше, –

пишет брат художника Дмитрий. – Внутри у него был некий страж, ограждающий от всего дурного. Это совесть, благодаря которой у него сформировался очень прочный внутренний стержень.

ТОЛЬКО ЖИВОПИСЬ!

Несмотря на успешную сдачу выпускных экзаменов, поступить на отделение живописи в Суриковский институт Павлу не удалось. Это стало страшным ударом, у молодого человека началась депрессия. Дмитрий вспоминает, что вывести брата из этого состояния помогло путешествие в Поленово, которое семья подарила ему на день рождения.

Окончательное понимание, что он будет только художником, пришло к Павлу Рыженко во время службы в армии. В 1990 году он решил поступать в Академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Еще до демобилизации Павлу удалось написать несколько работ для вступительных экзаменов. Для больших картин он использовал то, что смог достать, – простыни. Их и отвезла в Москву Любовь Андреевна.

Яркие воспоминания о поступлении в академию и первом знакомстве с творчеством Павла оставил его друг, художник и музыкант Константин Мирошник: «На большом холсте была написана картина «Отдых в пустыне»: усталые путники с закопченными лицами, верблюды. Костер на картине горел как настоящий. Котелок, ужин, заходящее солнце… Я был поражен».

Братья

– Дмитрий моложе Павла на девять лет, он получил юридическое образование, работает в Следственном управлении СК России, – рассказывает Кристина Рыженко. – У Любови Андреевны есть стихотворение о служении Отечеству обоих сыновей: у каждого оно свое. Дима оставался для Павла младшим братом, даже когда вырос. Павел всегда переживал за него, трепетно заботился, иной раз чрезмерно.

Художник, устав от суеты и шума московской жизни, любил отдыхать на семейной даче в деревне Комола. Приезд его всегда был внезапным, и в доме начиналась радостная суета. В семье его звали Павликом, не Пашей – этот вариант имени он не любил еще со школы.

– Я познакомилась с Павлом именно там, в Комоле, – вспоминает Кристина. – У него было своеобразное, чуть саркастичное, но очень хорошее чувство юмора. Встречи с семьей были теплыми и недолгими. Он мог погостить несколько дней, а мог уже на следующее утро на рассвете вскочить и сорваться куда-нибудь. Павел любил нашу дочку, свою племянницу Соню, охотно с ней общался, играл.

ХУДОЖНИК-ПАТРИОТ

К написанию каждого полотна на историческую тему Рыженко тщательно готовился, изучал эпоху, костюмы, вникая во все детали. На выставках всегда сам контролировал процесс развески работ, установки освещения. Мог подойти к своей картине и прямо пальцем что-то на ней поправить.

– Он постоянно работал, его одежда и машина часто бывали испачканы краской. На начавшиеся проблемы со здоровьем – высокое давление, головные боли – внимания не обращал. Творчество было для него важнее всего, он спешил, горел, хотел успеть как можно больше.

Друзья вспоминают, что на все происходящее в стране художник реагировал очень остро – и радовался, и страдал.

– Возвращение Крыма стало для него настоящим праздником, почти как День Победы, –

рассказывает Кристина Рыженко. – Павел ушел в расцвете творческих сил 16 июля 2014-го, в 44 года. Уверена, что сегодня он был бы в гуще событий и они нашли бы отражение в его произведениях. Картины Павла Рыженко в наши дни как никогда нужны людям, нужны России.

Книгу «Человек, рождающий воздух кистью» можно приобрести в филиалах Калужского объединенного музея-заповедника: в усадьбе Золотаревых в Калуге и усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе, а также в областной научной библиотеке им. В. Г. Белинского.

Знаете ли вы…

Икона Калужской Божией Матери, написанная Павлом Рыженко, находится в женском монастыре в Ждамирово и очень почитается прихожанами. В Ждамирово на сельском кладбище художник и похоронен.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото из архива семьи Рыженко