Педагогическая история Галины Фёдоровой, директора гимназии № 24

 

Как-то в разговоре о выборе школы одна из коллег на мой вопрос, почему для своего ребенка она выбрала 24-ю гимназию, сказала фразу, которая меня удивила: «Высокий уровень языковой подготовки – это, конечно, хорошо. Но больше в этой школе мне импонирует высокая культура этого заведения». «Высокая культура заведения» – согласитесь, термин не совсем из школьной жизни. Но, побывав в самой школе и пообщавшись с директором, я поняла, что она имела в виду.

Посвящение папе

– Галина Анатольевна, как началась ваша собственная педагогическая история?

– Любовь к профессии – из детства. Школа № 8 города Владимира, в которую меня отдали, была в районе новостроек – как тогда говорили, «школа в поле». Родители ожидали в этом районе квартиру и записали меня в 1А, тогда классы с такой литерой комплектовали самые опытные и уважаемые учителя. Но на линейку 1 сентября мы добирались долго и опоздали – перекличка закончилась, мой класс учитель уже увела, а я оказалась в классе Б. Моя первая учительница Нелли Павловна работала первый год. Она была необыкновенная – добрая, яркая, творческая, блестящий учитель. Так что любовь к профессии появилась у меня через моего первого учителя. 

Папа преподавал в школе историю, а выйдя на пенсию, стал учителем труда у мальчиков. Поделки его ребят даже брали призы на ВДНХ. Он очень любил свою работу, и руки у него были золотые. 

Я была отличницей, активисткой, никогда родителей не подводила. Школа для меня осталась в памяти очень светлым и ярким воспоминанием – друзья, множество мероприятий, кипучая общественная жизнь. Через призму времени многие вещи воспринимаются по-иному. Сейчас, когда я вижу современные школы, моя родная, кажется, не имела ничего особенного. Но в ней было главное – в школе было хорошо и интересно.

– Как папа отнесся к вашему выбору стать педагогом?

– Он всегда говорил, глядя на меня: «Сто процентов будет учительницей». Помню, когда подала документы в педагогический, папа пошутил: «Еще одна заслуженная растет». Много лет спустя меня действительно удостоили этого высокого звания. Тогда уже я с улыбкой и благодарностью, но очень серьезно сказала: «Эту награду я посвящаю своему папе, заслуженному учителю!»

Мы с сестрой вспоминаем многое – именно он заложил в нас отношение к делу, к учебе, к людям. Младшая сестра, кстати, осталась во Владимире. Она также стала директором школы – династия продолжается. Когда я приезжаю на родину, наши близкие обижаются: говорим о школе ночи напролет, не можем остановиться.

Тонкости профессии

– Как в вашей биографии появилась Калуга?

– Вышла замуж за военного, и мы уехали в Калужскую область. Полтора года работала в Сухиничском райкоме комсомола, с местами в школах тогда был дефицит. Потом мужа перевели в Калугу, и я пришла в 24-ю школу. 

– С тех пор 24-й не изменяете?

– Да, это моя первая и единственная школа. Девять лет работала учителем начальных классов, 10 – завучем по научно-методической работе, и вот уже 18 лет – директор. 

– В первый год работы в школе что было для вас трудным? 

– Вначале мне казалось, что если имеешь диплом с пятерками и здоровые амбиции – это залог, что все получится. Со временем понимаешь, что во многих ситуациях очень важно умение идти на компромиссы. 

Самая большая трудность – видеть каждого ребенка в классе. Сегодня у учителя есть возможность выбирать разные подходы и методики. Зайдите в учебный кабинет – техника и разнообразные инновационные моменты помогают учителю сделать урок ярким и умным. А тогда – кусок мела и доска. И учитель, который ведет за собой, если сумеет заинтересовать.

Когда я только начинала работать в школе, была самая молодая, много ходила к нашим корифеям-учителям.

– О чем вы их спрашивали?

– Я ходила учиться, смотрела, как они работают. Учителю необходимо избегать соблазнов превращения в «урокадателя» – есть у нас такой профессиональный термин.  К сожалению, в нашей профессии есть люди, которые блестяще знают свой предмет, но не умеют работать с детьми. «Я даю вам знания, а дальше – сами, как хотите». Работа учителя – это, прежде всего, цепочки отношений: ученик – учитель, родитель – учитель, ученик – ученик. Все должно быть плотно и гармонично – в общем клубочке. И очень важна индивидуальная работа. Иногда у ребенка замечательные способности, но есть трудности с ответом у доски. Но это не значит, что он не может быть отличником, – с ним надо искать другие формы работы. 

– Какова сегодня главная задача учителя? Он должен научить? 

– Учитель остается сеятелем «разумного, доброго, вечного». Но вместе с тем он должен научить ребенка социализироваться в постоянно меняющемся обществе, учить его самостоятельности и помочь с формированием жизненных ценностей. 

Поэтому главные качества педагога – любовь к детям и своему делу, понимание, терпение, а уже затем – профессиональные навыки учителя, которые должны все время совершенствоваться. 

Хочу быть директором

– Директором вас выбрал педагогический коллектив. Расскажите, как это было.

– Идею выбирать директора среди коллектива учителей предложил тогдашний руководитель школы Борис Иванович Бессонов. Причем это были выборы совершенно без предвыборных речей и программ. Было собрание, кандидатов представили, а затем мы вышли из аудитории – и закипели обсуждения. Так я стала директором школы.

– Сложно было в директорском кресле?

– Казалось, что многие вещи уже знаю, но поняла суть этой работы, только став директором. Директор – значит «ты отвечаешь за все». Он должен быть целеустремленным, уметь принимать решения, постоянно пребывать в состоянии творчества, ставить цели и вести за собой – так я себе представляю. Хотя мне кажется, я директор слишком требовательный. Но часто слышу: «Были бы вы, Галина Анатольевна, другой – и школа другой бы была». 

– Чего хотят родители, которые приводят к вам своих детей в первый класс? 

– С годами у школы появился определенный имидж, и выбирают школу, прежде всего, с высоким уровнем знаний. Желающих у нас учиться в несколько раз больше, чем мы можем принять. Сейчас есть льготы при поступлении в первый класс для семей, старшие дети которых уже учатся в данной школе. В основном сюда идут учиться люди мотивированные. И тем не менее на первых встречах с родителями всегда говорю: «Взвесьте, пожалуйста, индивидуальные возможности своего ребенка, нагрузки у нас достаточно 

серьезные. Не хочу никого обидеть, но если вы сюда пришли для того, чтобы говорить: «Мы учимся в статусной школе» – это одно, если пришли учиться – мы идем и учимся. 

Бывают ситуации, когда родители очень заняты или в семье вообще не знают иностранного языка. Приходится прибегать к услугам репетитора. А здесь нужен просто труд – сесть рядом с ребенком  и отработать материал. 

– В гимназии английский язык со второго класса, а с 5-го добавляются еще языки – французский, немецкий или китайский. Есть ли дети, неспособные к языкам?

– Допустим, у ребенка по иностранному языку тройка. Семья едет на отдых, и ребенок прекрасно общается в чужой языковой среде. Да, у него могут быть трудности с грамматикой, но он обладает разговорной речью. Нет необучаемых – есть необходимость ежедневной кропотливой работы.

– Вы тянете троечника до высокого уровня?

– Часто ребенок со средними показателями в начальной школе к выпускным классам превращается в блестящего ученика. Значит, мы не смогли его увидеть в начальной школе. Причины могут быть разные – ребенок заласкан, или он медлителен, или неорганизован. А потом он из этих проблем вырастает, это нормально. Все вундеркиндами быть не могут. А мы радуемся успехам каждого ребенка.

В числе 108

– Ваша гимназия получила сертификат Российской академии наук – в числе 108 школ в России.

– Статус базовой школы РАН дал нам колоссальный опыт и серьезные возможности для развития. 

Мы прошли серьезный отбор, где учитывались высокие показатели, в том числе результаты ЕГЭ и олимпиады регионального и федерального уровней. Нам помогли с материальным оснащением кабинетов. Трое учителей ездили на стажировку, двое учатся в аспирантуре при ВШЭ. С нами работают восемь преподавателей КГУ.

Наши учителя публикуют свои научные работы, в этом году – четыре, идет постоянный обмен интересным методическим опытом с другими школами РАН. Кроме того, гимназия участвует в четырех проектах нацпроекта «Образование». 

Приезжают в Калугу и профессора читать лекции. Вначале мы думали, что темы будут связаны с гуманитарными предметами. Но наш куратор профессор Соломатин сказал: «Вы заблуждаетесь» и был абсолютно прав. Точные науки – требование сегодняшнего времени. Первую лекцию к нам приехал читать профессор Богачев, была заявлена тема о Солнце. Меня попросили собрать аудиторию только мотивированных на изучение этой темы детей – человек 15. И я, гуманитарий чистой воды, придя домой, мужу рассказываю эту лекцию. Мне было очень интересно, а дети профессора не отпускали. Часовая лекция закончилась, еще полтора часа он отвечал на вопросы. Он сказал: «Ребята изумительные», и это было для меня главной похвалой. Когда он приезжал во второй раз, у нас собрался полный актовый зал желающих, и даже школьный охранник, бывший вертолетчик, попросил: «Можно мне тоже послушать?» 

– Если бы у вас была возможность что-то одно изменить в системе образования, что бы вы предложили?

– Школам, которые на профильном уровне изучают отдельные предметы, надо добавлять количество часов на них. Сейчас мы поставлены в рамки, когда санитарные нормы и количество часов в учебных планах не дают нам возможности варьировать. Если нам надо на профильном уровне поставить математику, значит, мы сокращаем часы, например, иностранного языка. Это неправильно, на мой взгляд.

Кроме того, профильные предметы должны преподавать только учителя высшей квалификационной категории.

 – Раньше ваши выпускники шли на языковые специальности?

– Да, много ребят поступали в МГИМО. Сейчас вузы выбирают очень интересные, престижные, а многие остаются в Калуге. Сегодня востребованы МГУ, ВШЭ, медицинские и экономические вузы. То есть языковой выбор не доминирует, и это хорошо.

– Второй год у вас преподается китайский язык. Какие отзывы?

– По сравнению с европейскими языками китайский трудный, это совершенно другая планета. Но дети проявляют к нему большой интерес. Есть моменты, которые надо заучивать как стихи – наизусть. Корпят. Пока никто не сдался. В этом учебном году было столько желающих – приходилось останавливать. 

У нас замечательный молодой преподаватель. Вначале она работала как педагог от университета. Ей очень понравились наши ребята. Я от нее в восторге – такая умница! Не задумывается ни на минуту, как удержать дисциплину. Но как она преподносит этот непростой в изучении для детей предмет – мне самой захотелось изучать китайский. Как же много зависит от личности учителя в школе!

– А что самое приятное в работе директора?

– Я очень люблю, когда идешь по коридору, а ребята не просто здороваются со мной, как и подобает воспитанным детям со взрослыми, а улыбаются и желают хорошего дня. Или, к примеру, в столовой говорят: «Приятного аппетита». Такие вроде мелочи… На мой взгляд, с них начинается любовь к школе. 

Ольга Коновалова. Фото Антона Забродского