Пешеход с моторчиком

Такие модные и травмоопасные электросамокаты

С чем ассоциируется лето? С фруктами, ягодами, солнцем. А в последнее время – еще и с электросамокатами, которые буквально заполонили улицы Калуги, да и других городов. Мода на это средство
передвижения пришла несколько лет назад. С одной стороны, самокаты – экологичный, мобильный, современный транспорт, с другой – из-за развивающейся скорости очень опасный, причем как для самого самокатчика, так и для тех, кто идет рядом.

Активное движение

В нашем городе кикшеринг (так называется аренда самокатов) появился относительно недавно. Еще два-три года назад калужане завидовали москвичам, которые рассекали на самокатах по городу: дескать, и нам бы так. И вот цивилизация добралась и до нас, а вместе с ней и многочисленные проблемы. Дело в том, что и самокат, способный развивать скорость до 30–40 километров в час, и пешеход до сих пор являются равнозначными участниками дорожного движения. Только вот при их столкновении, что в последнее время случается гораздо чаще, опасность получения травм несоизмеримо выше у того, кто идет пешком. Немало случаев, когда самокатчики сбивали пешеходов насмерть, зачастую при этом и сами получали
серьезные увечья.

В прошлом году на страницах нашей газеты мы поднимали вопрос урегулирования передвижения самокатов и пешеходов. Тогда, после серии несчастных случаев, участники диалога, эксперты сошлись во мнении, что передвижение самокатов нужно брать под контроль во благо самих же самокатчиков. Чуть позже в ГИБДД приняли решение о необходимости ограничить скорость арендных самокатов до 25 км в час. Также было озвучено, что в скором времени будет определен статус участника дорожного движения человеку, передвигающемуся на нем. Кроме того, на набережной Яченского водохранилища организовали специальные дорожки для самокатчиков и велосипедистов. К сожалению, безопаснее от этого на тротуарах не стало, потому что на набережную кататься едут единицы, а большинство по-прежнему носится по тротуарам.

Вместо такси

Наша редакция находится в самом центре города. Около кинотеатра «Центральный» и рядом с драмтеатром располагаются основные самокатные «базы». Самокатчики носятся туда-сюда с завидной регулярностью. И ситуации, когда пешеход отпрыгивает с возгласом «Куда несешься?!», – не редкость. Что интересно, пользуются кикшерингом не только подростки, которые катаются ради удовольствия, но и взрослые.

Например, Андрей М. считает, что ему проще доехать в час пик от «ХХI века» до площади Победы на самокате, чем «тащиться по пробке» на такси или в маршрутке. При этом мужчина не скрывает, что скорость развивает максимально возможную – почти 30 км в час. Единственная опасность, по его словам, – непредвиденное торможение, в результате которого «пассажир» самоката может перелететь через руль. И, кстати, случается это необязательно в целях предотвращения столкновения. Самокат резко затормозит, если у вас, например, закончились деньги, внесенные предоплатой за аренду транспорта. Такая ситуация действует в некоторых городах. В прошлом году моя коллега из Санкт-Петербурга после такого проката на три недели попала в больницу. Не заметила, что время истекло, и… перелетела через руль. От более серьезных травм ее спасло то, что скорость была относительно небольшая.

Права и обязанности

И таких аварийных случаев, когда участником ДТП становится самокатчик, только в нашем регионе десятки, а в России – сотни. Но, несмотря на это, до сих пор нет однозначного ответа: человек, передвигающийся на самокате, – «пешеход» или все же участник движения на транспорте. В марте этого года Верховный суд РФ признал самокаты участниками дорожного движения, но, как оказалось, не все. А только средства с мощностью больше четырех киловатт или объемом двигателя более 50 кубических сантиметров. Если эти параметры превышены, то это уже не самокат, а скутер, и на него нужны права категории «М». Кикшеринговые самокаты под эту категорию не попадают: у них мощность, как гласят характеристики на сайтах, до 4 КВт.

Но все же радует, что решение вопроса сдвинулось с мертвой точки. Более того, Госавтоинспекция вместе с Минтрансом разрабатывают положения, которые будут регулировать правила пользования электросамокатами в России. В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России пообещали, что с данной категорией передвижных средств разберутся до конца 2022 года. А пока же «самокатчикам» рекомендуют соблюдать правила, которые прописаны на сайтах арендодателей.

Правила пользования самокатом

  • возраст не менее 18 лет;
  • соблюдение ПДД;
  • шлемы приветствуются;
  • пешеход всегда имеет преимущество;
  • парковка и езда только в разрешенных зонах;
  • 1 самокат = 1 человек;
  • не использовать электросамокат в алкогольном опьянении;
  • не передавать самокат третьим лицам.

Ольга Смыкова. Фото Антона Забродского