Письмо в будущее

Председатель ассоциации ТОС Калуги, депутат Городской Думы Эльвира Капитонова рассказала о том, как пионерская организация учила школьников разных национальностей быть дружными и сплоченными. В Киргизии, в городе Кара-Балта в одном классе учились русские, киргизы, таджики, узбеки, татары, корейцы. Ребят объединяли  добрые дела, пионерские задания. Соревнования между звеньями и отрядами были хорошим стимулом и ничуть не мешали дружбе.

– В пионерскую организацию я вступила в 1966 году. Все мы с волнением ждали этого события, готовились к нему. Когда нам повязывали красные галстуки, каждый понимал, что это очень серьезно. Быть пионерами – значит, быть добрыми, ответственными, трудолюбивыми, а главное – дружными. Начиналась совсем другая жизнь, наполненная интересными делами и яркими событиями. 

Воспитывали октябрят

– В пятом классе ребят, которые хорошо учились, были активными, назначали октябрятскими вожатыми. Мы и сами были еще небольшими, но нам уже прививали ответственность не только за себя, но и за младших друзей. Мне поручили 1 «А» класс. Я помогала первоклашкам готовиться к вступлению в октябрята, потом к Празднику букваря, вместе делали поделки к Новому году. 

Особым праздником для нас был День Победы. В школу приходили ветераны, они рассказывали ребятам о том, как воевали, о фронтовой дружбе и взаимовыручке. Эти истории были настолько жизненными, захватывающими и душевными, что дети иногда даже плакали, слушая их. В преддверии 9 Мая мы, пионеры, украшали красными звездами подъезды многоэтажек и ворота частных домов, где жили ветераны и вдовы погибших солдат и офицеров. Это был знак уважения и памяти об их подвиге. 

Добрые дела

– Я считаю, что волонтерское движение у нас зародилось именно благодаря пионерской организации. Пионеры делали много добрых дел: помогали одиноким пожилым людям, вдовам фронтовиков – копали огород, носили воду, кололи дрова. 

В 5–6-х классах мы часто ездили на сельхозработы, помогали убирать сахарную свеклу. Класс делили на отряды, между ними устраивали соревнование – кто больше соберет. Сахарная свекла в Киргизии огромная, каждый корнеплод весит 3–4 килограмма. Девочки ее выкапывали и складывали в мешки, а мальчики относили мешки в общую кучу. В качестве поощрения нам покупали билеты в цирк. Всем классом мы ездили в город Фрунзе смотреть представление.

Пионерский «самиздат» 

– Ко всем праздникам и важным событиям в школе выпускали стенгазеты. Тогда не было ни принтеров, ни копировальной техники – мы сами рисовали, писали от руки заголовки и статьи. Это было очень ответственное задание. Среди нас были хорошие художники, поэтому стенгазеты получались интересные и красочные – настоящие произведения искусства. Жаль, что они не сохранились. 

Пионеры активно участвовали в художественной самодеятельности, пели, танцевали. В 4-м классе меня приняли в агитбригаду, которая участвовала в торжественных церемониях открытия съездов, конференций и других важных мероприятий. Весь класс гордился, что выбрали меня. Мы выходили на сцену, выступали, читали стихи. Чувство, которое испытываешь, когда весь зал тебя слушает, непередаваемо. Это помогло приобрести важный навык – перед большой аудиторией вести себя естественно, раскованно. 

«Зарница» в горах

– Мы участвовали в военно-спортивной игре «Зарница». К ней готовились заранее и пионеры, и взрослые. Однажды отправились в горы. Выехали рано утром на автобусах. Какая там красота, какой невероятный простор! В пути устроили привал, пели песни. 

В «Зарнице», кроме физической подготовки, важны взаимовыручка, умение работать в команде. Необходимо было уметь, например, оказывать первую помощь, организовать переправу с одного берега ручья на другой. В то время мальчики на уроках труда занимались столярным делом. Им вполне было по силам взять в руки молоток и сколотить из досок мостик. Кто-то отвечал за полевую кухню. Наш отряд тогда победил, и мы очень этим гордились. 

После «Зарницы» там, в горах, мы написали письмо будущему поколению: рассказали о нашей жизни, о дружбе, об интересных пионерских делах. Каждый нарисовал сердечко и подписал свое имя. Письмо спрятали в дупле огромного дерева. Мы пытались представить, как будут жить пионеры в далеком 2000 году – конечно же, еще лучше, еще интереснее, чем мы! Как хотелось бы оказаться в том месте, найти и прочитать это письмо. 

Я очень рада, что у нас создана общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Конечно, современные дети живут другой жизнью, но они такие же активные, их объединяют интересные проекты и добрые дела. Это замечательно. 

Записала Екатерина Шевелева