По ту сторону ширмы

Актриса-кукловод Эльвира Нежельская служит в Театре кукол 25 лет.

Подружиться с куклой

Конечно, Казакова видела в своей ученице драматическую актрису, ведь в спектаклях ее молодежного театра она играла серьезные взрослые роли. Но в современном театре кукол немало ролей живого плана, есть спектакли для маленьких и взрослых зрителей, поэтому у артиста много возможностей проявить свой драматический талант.

– Артисты-кукловоды – особые люди, очень душевные, у них нет высокомерия и снобизма, – говорит Эльвира. – У драматических актеров другая история: пока себя не преподнесешь, никто тебя не заметит. Как в свое время говорила Галина Владимировна: «Не надо выходить на сцену с ощущением «извините, что я живу». Завоевывайте свое место под солнцем!» А в нашем искусстве очень важно человеческое взаимодействие, внимательное и тактичное отношение друг к другу. И в обычной жизни ты стараешься быть более деликатным.

Первая роль, которую режиссер Валентина Дружинина предложила юной актрисе, – Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трудно представить более подходящий персонаж для скромной и тихой 17-летней девушки. Но работа со сложной тростевой куклой не пошла, роль не получилась, и ее отдали другой исполнительнице. Эльвира отнеслась к этому совершенно спокойно, хотя обычно для артиста передача роли, которую он уже как-то примерил к себе, связана с немалыми переживаниями.

– Сначала я боялась подойти к кукле, но потом почувствовала, что через нее можно высказать все, что на душе. Ведь я очень застенчивый человек, а кукла берет на себя эту застенчивость, закрытость, волнение. Кукла вообще помогает жить людям стеснительным.

Вторая кукла, которую взяла в руки Эльвира, – щенок в чудесном спектакле «Котенок по имени Гав». С ним она подружилась. И потом довольно часто актрисе доставались «мальчишеские» роли.

– Режиссер видит в тебе определенную характерность, но потом ты перерастаешь ее и хочешь играть другое. С одной стороны, сложно, что к нам в театр постоянно приезжают новые режиссеры, но зато каждый видит тебя по-разному. Поэтому можно получить роль «на вырост», которая заставит меняться и развиваться.

Даже сейчас, проработав в Театре кукол много лет, актриса перед спектаклем старается установить с куклой контакт: берет ее в руки, разговаривает с ней, снова и снова вспоминает технику работы. Кукла должна слушаться артиста, иначе не избежать неприятностей. При работе с тростевой куклой есть строгое правило: не выпускать трости из руки, иначе возможны травмы.

Удивительное сходство

Кукольный спектакль, как и драматический, начинается с «застольного периода» – читки и обсуждения пьесы, разбора персонажей. Главный соавтор режиссера – художник.

– Несмотря на то что кукла делается без оглядки на какие-либо особенности актера, между ними бывает удивительное сходство. Это может показаться чудом, но я вижу в этом мастерство авторов спектакля. Ведь героя играет конкретный артист, а кукла олицетворяет этот характер – вот и получается сходство внешнее и внутреннее. В сказке «Огниво» у меня была роль королевы: вздорный характер, вытянутое лицо с длинным носом и скошенными глазами. Образ гипертрофированный, конечно, но что-то общее у нас с ней было. Так же получилось и с девочкой Сатик в одном из моих любимых спектаклей «Абрикосовое дерево». Как будто одно информационное поле возникает между художником, режиссером и актерами, и это здорово.

Иногда актеры забирают себе полюбившихся кукол из списанных спектаклей, и они живут у них дома. У меня пока таких кукол нет, но мой столик в гримерной долгое время украшали ноты Мацуя Денисова – пианиста из «Кабаре «Секонд-хенд». А моей коллеге режиссер однажды подарил отвалившуюся ногу от ежика – ее персонажа. Она была так рада!

Быть в форме

Мастерство артиста-кукловода предполагает пластичность и гибкость, ловкость и живость рук, причем как правой, так и левой. Кроме того, нужна немалая сила, чтобы долго удерживать над ширмой тяжелых кукол. Руки при этом находятся в неестественном положении, и на них серьезная нагрузка.

– Перед спектаклем надо обязательно разогреть голос и руки. Каких-то специальных упражнений, как у музыкантов или артистов балета, у нас нет. Если артист постоянно включен в работу, он всегда в тонусе. Я правша, но стараюсь, к примеру, размешивать сахар в чае левой рукой. Когда просто сижу и отдыхаю – разминаю руки. Лучшая силовая тренировка получается в отпуске, у мамы в деревне. Там надо не просто принести воду, но и поднять ведро над головой, чтобы залить ее в летний душ. О своей профессии я не забываю никогда.

«Эля, отпусти себя!»

Калужские любители драматического искусства запомнили Эльвиру Нежельскую в спектакле «Горка», который поставил на сцене Инновационного культурного центра Константин Солдатов. Там она сыграла две роли: заведующую детсадом Зульфию Фаридовну, вызывающую ужас у своих подчиненных, и мудрого и хитроватого мальчика Озода.

– Драматических проектов у меня не так много, но все они очень интересные. В прошлом году актриса драмтеатра Екатерина Клейменова ставила в ИКЦ новогодний спектакль «Метелица» и пригласила участвовать в нем меня и Алексея Алешко, художественного руководителя Театра кукол. Екатерина предложила мне роль Метелицы – инфернального существа, надличностной силы, управляющей судьбой героев. Когда я узнала, что в другом составе ее играет Светлана Никифорова, чуть не отказалась от роли. Боялась, что на фоне замечательной актрисы буду выглядеть бледно. А потом сказала себе: «Эля, отпусти себя! Ты такая, какая есть». И все получилось.

Екатерина Шевелева

Фото из личного архива Эльвиры Нежельской